Найти тему
селивёрова

Molière или история литературы Франции XVII века

Оглавление

О МОЛЬЕРЕ

Жан-Батист Поклен (1622-1673) - французский комедиограф, известный по своему псевдониму Мольер.

Родился в Париже в буржуазной семье, с 10 лет воспитывался отцом и отправился на учебу в престижный колледж. Там он изучал латынь, классическую литературу, философию и естественные науки, а после получил образование преподавателя, получив возможность вести лекции. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал обойщиком, но и этому не суждено было сбыться.

В 21 год Поклен взял свой псевдоним и возглавил театр "Блистательный". В труппе было всего 10 человек, а репертуара хватало только на выступления в провинциях. За 13 лет "скитаний" Мольер не только руководил театром, но и значительно расширил его репертуар. Ранние труды: «Ревность Барбулье», «Летающий лекарь», «Три доктора» и другие.

Изначально Мольер работал в жанре трагедии, но, видя успех комедий, "сменил профиль". В 1658 году его труппа стала особенно успешной, выступив в Лувре при Людовике XIV. Три года актеры под руководством Мольера выступали в придворном театре, а после перешли в Пале-Рояль. За 15 лет были написаны лучшие пьесы: «Смешные жеманницы», «Тартюф, или обманщик», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость».

В 1662 году Жан-Батист связал себя узами брака с Армандой Бежар. Несмотря на разницу почти в 20 лет у Мольера с супругой родилось трое детей. Во время постановки "Мнимый больной" Мольеру стало плохо, и уже через пару часов он скончался.

ЧТО БЫЛО В ТО ВРЕМЯ ВО ФРАНЦИИ

расположение стран в XVII веке
расположение стран в XVII веке

XVII век для Франции - эпоха кровопролитных войн, научного прогресса и постепенного развития.

  • Становление абсолютной монархии или абсолютизма. Короли подчинили себе церковь и получили титул "Ваше величество".
  • 1618-1648 г.г. - "Тридцатилетняя война" между католиками и протестантами. Победа Франции над Испанией, расширение территорий и усиление власти "Короля-солнце".
  • "Золотой век" при Людовике XIII и XIV.
  • Династические и междоусобные войны, борьба за Испанский престол.
  • Борьба со Священной Римской Империей за господство в Европе.
  • Эпоха Ренесанса - возрождение античных образцов.

"ТАРТЮФ ИЛИ ОБМАНЩИК"

Комедия в пяти действиях. Классицизм. Долгое время пьеса была под запретом. Мольер трижды подавал прошение королю: первый раз до публичной постановки, второе в 1667 году после запрета на постановку и третье в 1669 году.

Дата создания: 1664 год.

ТЕМЫ: критика человеческих пороков - подлости, лицемерия, глупости, эгоизма, трусости.

Действие происходит в Париже, в доме Оргона.

Тартюф - один из главных героев, обманщик и плут, лицемерный святоша. "Жирён и толст, румян и свеж", "Довольный, сытый", "В постель свалился как убитый". Оргон о нем: "Как нищий, жил он скудно и убого...", "Он к небесам стремится всей душою - И оттого лишился благ земных..."

семья главных героев
семья главных героев

Второстепенные герои:

Дорина - горничная Марианны, довольно свободолюбивая и решительная, многое позволяет себе, но пользуется милостью хозяев.

Флипота - служанка г-жи Пернель.

Лоайаль - судебный пристав, старый друг покойного отца Оргона.

Полицейские.

СЮЖЕТ ТАРТЮФА

Д1: Г-жа Пернель обвиняет свою семью в непочтении: "Ни в ком ни страха, ни почтенья... У всякого свои и взгляды, и сужденья..." Домочадцы же высказывают свое недовольство образцовым для нее Тартюфом. Дамис особенно негодует. Оргон поддерживает мать, слепо веря в праведность Тартюфа, винит семью в вольнодумстве.

Д2: Марианна с отцом. Оргон хочет выдать ее за Тартюфа, Дорина подслушивает и осуждает хозяина. Отец уходит, Дорина корит Марианну за покорность. Та злится: "А если уж в Тартюфа он влюбился, Так сам на нем пускай бы и женился!" Обсуждают любовь Марианны и Валера, их желание вступить в брак. Марианна хочет, чтобы возлюбленный поговорил с ее отцом, Дорина не довольна: "Чтоб себя избавить от греха, Обузу всю свалить на жениха?!" Дорина: "Вы отартюфиться должны". Марианна: "Ах, лучше умереть!" Валер входит, говорит о свадьбе с Тартюфом - ругаются. Дорина мирит их и разгоняет.

Д3: Дамис хочет "напакостить" Тартюфу. Дорина отговаривает его. Позже ее встречает Тартюф и осуждает за видные части тела. Тартюф признается в чувствах Эльмире, Дамис подслушивает. Тартюф хвалит ее наряды, красоту, ум. Эльмира не принимает его ухаживания и говорит: "Я мужу рассказать должна. Пусть видит он, что значит без разбора Всех приближать и жаловать в друзья..." Эльмира обещает молчать перед мужем, если Тартюф откажется от Марианны. Дамис же уверенно решает выдать Обманщика: "А я себя утешу - отомщу!"Дамис говорит отцу, тот винит его в клевете на Тартюфа и гонит из своего дома: "Вон! Нет сына у меня!" Оргон лишает сына наследства, Тартюф хочет уйти, чтобы не усиливать ссору отца с сыном. Оргон завещает ему свой дом, как жениху дочери.

Д4: Дядя Клеант заступается за Дамиса и ругает Тартюфа. Тот говорит, что простил юношу, но под одной крышей им не жить. Оргон собирает всех, ссорится с Эльмирой, Марианна хочет уйти в монастырь. Эльмира решает выдать Тартюфа мужу, прячет последнего под столом и первого зовет к себе. Обманщик отдается чувству, не боясь быть пойманным и наказанным: "Весь грех беру я на себя!" Оргон видит наконец истинного Тартюфа и ругается с ним. Последний говорит: "Дом - мой, не ваш! Обиды не стерплю..."

Д5: Оргон спешит покинуть дом с помощью Валера после того, как узнал о возможном тюремном заключении. Г-жа Пернель не верит в обман Тартюфа, все еще защищая его. Приходит судебный пристав Лоайаль, требуя скоро освободить дом, а Оргона отправить под стражу. Г-жа Пернель наконец видит обман. Пристав с полицейскими говорят, что король знает Тартюфа давно, как заядлого обманщика, поэтому под стражу отправляют его. Марианна и Валер женятся.

ВАЖНО: нет описания декораций и действий, т.е. Мольер ставил все сам. Пьеса для постановки,а не чтения.

книга
книга