Итак, мы начали читать мемуары П.И.Батова по Крыму, и уже столкнулись с недостоверной информацией, но, может, это случайность, и дальше все будет хорошо?
Описание событий на Перекопе у П.И.Батова дано с ошибками и неточностями, но это в принципе объяснимо: он на тот момент уже не командовал 9-м корпусом, (и 156-й сд), у него была другая задача. Какая? Об этом чуть позже.
Напомню ход событий. Построение советских войск накануне штурма Перекопа было достаточно грамотным: Перекоп держала самая крепкая дивизия армии: 156-я сд генерал-майора Черняева. Почему только одна дивизия? Ну, потому, что на 5 км перешейка одной дивизии вполне достаточно. Это нормальная ширина полосы обороны для полнокровной (а, фактически, усиленной) дивизии. Нет смысла ставить больше войск, это приведет только к потерям. Есть вопросы к расстановке тяжелой артиллерии, и к ПВО, но это отдельные вопросы.
Противник тоже не мог ввести в бой больше двух дивизий, слишком узко. Да, противник сосредоточил достаточно много артиллерии, и, естественно, смог прорваться (пускай ценой больших потерь).
Да, были и ошибки. Иногда глупые. Сыграло свою роль и то, что штаб 156-й сд попал под авиаудар (противник пишет о том, что штаб дивизии находился в здании, с новой, блестящей кровлей). Можно было оборудовать замаскированное, заглубленное КП? Да, безусловно. Штаб артиллерии дивизии был оборудован в бронированных корабельных башнях, которые привезли в качестве укрытий (противник считал, что в районе Караджанай находится наша 305-мм батарея). Результат? Штаб артиллерии был разбит авиацией противника. Естественно, части, потеряв управление, понесли потери (но, самое интересное, что они не начали отход, а продолжали бой на тех же позициях)
Был ли предусмотрен такой вариант развития событий? Да, был. У дивизии был резерв в виде батальона мототанкетного полка. Но этого резерва не хватило (и его использовали не очень удачно). Но и это не беда. Был предусмотрен и такой вариант. На случай всевозможных десантов, и на случай прорыва противника была сформирована подвижная группа, которая могла действовать на всем северном направлении. Но она почему-то опоздала.
Кто ей командовал? Открываем приказ №0010 от 15.09.1941 года и читаем: «Для нанесения контрударов врагу, создать оперативную группу под командованием… генерал-лейтенанта П.И.Батова».
Сам П.И.Батов в своих мемуарах достаточно странно описывает действия опергруппы. Он ярко описывает свое ожидание. Он патетически вопрошает:
«Но где же другие войска? Штарм утверждал, что они «на подходе». Оба моих офицера искали их на дорогах, ведущих на север от Симферополя. Поздно ночью на наш КП в Армянске примчался подполковник И. И. Федяшев. Едва выскочив из машины, он доложил, что к Будановке подходит один полк из 172-й дивизии (командиром этого полка в то время был майор П. М. Ерофеев, а комиссаром — батальонный комиссар В. М. Гнездилов)».
Все это прекрасно, но, он уже более 10 дней командует опергруппой, но, спрашивает: «Где же другие войска?».
Пытаясь оправдаться, П.И.Батов пишет о том, что Ф.И.Кузнецов, якобы допустил ошибку, и ожидал удара на Чонгарском направлении. Приказ №0010 содержал указание командующему опергруппой быть в готовности нанести контрудар противнику «в направлениях Чонгарского перешейка, центра Сиваша и ПЕРЕКОПСКОГО ПЕРЕШЕЙКА».
156-я сд сдерживала противника на Перекопе 3 дня, срок достаточный для того, чтобы подтянуть резервы для контратаки.
В распоряжении командующего опергруппой с 15.09.1941 года находились:
-мототанкетный полк (без одного батальона танкеток), это 30 танкеток и батальон моторизованной пехоты на грузовиках.
-271-я сд
-конная группа (усиленная «легкая» кавдивизия, суммарно, около 3,5 тыс. человек) располагалась тоже достаточно близко к Перекопу.
-3-я Крымская МОТОРИЗОВАННАЯ дивизия народного ополчения: два полка на грузовиках и танковый полк. Один моторизованный полк – Айбары (максимум 3-4 часа хода), танковый полк совхоз Симферопольский, 13-й моторизованный полк – Симферополь.
Описывая бои опергруппы, П.И.Батов несколько искажает ход боевых действий. Он пишет, что первым к месту прибыл 3-й моторизованный полк майора Ерофеева (т.е. из района Айбары). По факту, первым прибыл 5-й танковый полк майора Баранова (из совхоза Симферопольский), и, сходу, без пехотного прикрытия, был введен в бой. Результат: потеря большей части легких танков (но отнюдь не Т-37) и потеря одного Т-34. Погибли оба командира танковых батальонов. Да, противник (73-я пехотная дивизия) был в панике, было потеряно управление (и это зафиксировано в немецких документах), но танкистов никто не поддержал, и они были вынуждены повернуть назад.
А, дальше подходящие подразделения вводятся в бой, но разрозненно, по мере подхода. Управления боем нет в принципе.
3-й моторизованный полк, действительно понес тяжелые потери на марше от немецкой авиации, и, почему-то прибыл позже танкистов. Его попытались прикрыть авиацией, но только недавно прибывший в Крым 247-й истребительный авиаполк (командир майор Федосеев), потерял почти всю свою материальную часть (противник пишет о 27 сбитых истребителях).
С другой стороны, кавалерия, которой из района Джурчи было совсем недалеко, подходит тогда, когда Армянск был уже взят. Налицо полное отсутствие управления войсками, но П.И.Батов описывает события как сторонний наблюдатель.
О кавалеристах он пишет следующее:
«Командир кавалеристов полковник В. В. Глаголев был в конной группе одним из самых уважаемых командиров соединений и подавал большие надежды. Свою малочисленную (до двух тысяч всадников) дивизию, сформированную на Северном Кавказе полтора месяца назад, он основательно тренировал уже в Крыму и говорил, что боевой дух личного состава высок, люди стремятся в бой (недаром в дивизии было 369 коммунистов и 573 комсомольца!), но добавлял:
«Несчастье в том, что большинство в коннице никогда не служили... это же пехота, посаженная на коня». Практически части 42-й кавалерийской дивизии в течение двух дней вели бой в пешем строю и показали высокий порыя в атаке и стойкость в обороне. После налета на Армянск дивизия потеряла более пятисот лошадей».
В реальности, было все иначе. Кавалеристы 42-й кд были добровольцами из станицы Кущевской, и отлично владели конем, но есть нюанс. Атаковать в коном строю городскую застройку - глупость. Кавалеристы спешились, и вели бой как пехота. Табун лошадей был расстрелян немецкой авиацией.
Создается странное ощущение, что мемуары писал человек, в событиях не участвовавший. События изложены хаотично, перепутана последовательность событий. В то время, как из документов вырисовывается очень четкая и понятная картина.
Подведем итоги действий опергруппы П.И.Батова? Опергруппа, введя в бой 3-ю дивизию народного ополчения, мототанкетный полк, конную группу и часть 271-й сд, отбросить противника не смогла. П.И.Батов пишет:
«Противник был силен, энергичен и полон боевого пыла. Заслуга наших частей, воевавших на перекопских позициях 24 — 28 сентября, в том, что в самых неблагоприятных условиях они навязали 11-й армии немцев жестокий истребительный бой, заставили фашистское командование втянуть в этот бой три новые дивизии помимо двух, начавших вторжение в Крым, нанесли им столь существенные потери, что Манштейн побоялся идти на Ишунь 29 — 30 сентября и в первых числах октября. А по правде сказать, в эти числа там не было ничего, кроме обескровленного 361-го полка, получившего 1 — 2 октября тысячу человек пополнения...»
361-й стрелковый полк, это не «опергруппа», это частично втянутая в бой 106-я сд полковника Первушина. А, где же опергруппа? Да, и, не опергруппа остановила противника.
В реальности, причина была совсем иной: советские части перешли в наступление, и 11-я армия была вынуждена перебросить моторизованную бригаду «Ляйбштандарт» (которая должна была сыграть свою роль в этой операции) на другое направление, и, естественно Э.фон Манштейну пришлось остановить наступление на Крым.
Бои на Ишуньских позициях возобновились только 18 октября 1941 года. Но, там тоже получается очень интересно. П.И.Батов в своих мемуарах он указывает: «Существование оперативной группы в октябре 1941 года вряд ли было оправдано. С определенного исторического расстояния это видно ясно. Сама мысль создать оперативную группу войск для нанесения контрудара на Перекопском направлении была разумной. Организация была неважной, но это другое дело. В октябре же, в условиях обороны, смысла для ее существования не стало». Но это «от лукавого». В документах картина совсем другая.