Он считается одним из величайших мастеров периода барокко, который умудрился разработать свой собственный скульптурный стиль, определивший искусство XVII столетия.
В этой статье вы сумеете отыскать список самых интересных фактов о жизни скульптора эпохи барокко по имени Джованни-Лоренцо Бернини – чрезвычайно разностороннем итальянском творце, создавшем одни из самых известных произведений искусства в истории человечества!
1 место. Его Отец Также Был Относительно Успешным Скульптором
Джованни-Лоренцо Бернини родился в итальянском городе Неаполе 7 декабря 1598 года. Его мать звали Анжелика Галанте, а его отцом был относительно известный художник-маньерист по имени Пьетро Бернини (годы жизни 1562-1629). И ясное дело, что именно отец оказал огромное влияние на молодого Джованни-Лоренцо – шестого из тринадцати возможных его детей. Работать в команде они начали довольно рано, и вместе успели создать пару шедевров.
Самое известное творение, которое они выполнили в паре, находится у подножия знаменитой Испанской лестницы в Риме – столице Италии – она носит название Фонтана-делла-Баркачча, что в переводе на русский язык означает Фонтан Старой Лодки. Отец и сын завершили римский фонтан в период между 1627 и 1629 годами – в последние годы жизни Пьетро.
2 место. Гением Его Стали Считать Ещё в Детстве
В Неаполе Джованни-Лоренцо прожил недолго, в 1605 году вся его семья переехала в Рим, где их покровителем стал чрезвычайно богатый кардинал Сципионе Боргезе, который моментально признал талант молодого художника. Он считался гением уже в восемь лет от роду, примерно тогда он и стал работать над скульптурами для кардинала, впоследствии украшавшие его Виллу Боргезе. В наше время вилла известна как Галерея Боргезе – один из самых популярных музеев Рима.
Его первая известная скульптура носит название «Младенец Юпитер, Фавн и Коза Амалфея», он работал над ней где-то между 1609 и 1615 годами (точная дата неизвестна и по сей день), она до сих пор находится в стенах данного музея.
3 место. Он Создал Чётко Определённый Скульптурный Стиль
Медленно, но верно репутация молодого Бернини росла и окончательно утвердилась, когда он создал четыре абсолютных шедевра эпохи барокко, происходило сие в период между 1619 и 1625 годами. Вот эти работы:
- «Эней, Анхиз и Асканий» (1619 год)
- «Похищение Прозерпины» (1621-1622 годы)
- «Аполлон и Дафна» (1622-1625 годы)
- «Давид» (1623-1624 годы)
Все эти творения называют искусством, которое «открыло новую эру в истории европейской скульптуры», что в значительной степени объясняет, почему Бернини считается одним из самых влиятельных мастеров XVII века. В наши дни все эти четыре скульптуры находятся в Галерее Боргезе в Риме.
4 место. Он Также Создал Несколько Картин
Несмотря на то, что он по праву считается одним из самых влиятельных скульпторов в истории человечества, он был достаточно разносторонним и даже успел создать несколько картин. Скорее всего, они стали частью его академической подготовки ещё в детстве.
Хотя и считается, что с 1620-ых по 1630-ые годы он создал около 150 полотен, в наши дни сохранилось не более 35-40 картин, которые можно с уверенностью приписать именно ему. Одним из самых примечательных фактов о Джованни-Лоренцо Бернини является то, что в основе своей он создавал портреты, в том числе и несколько автопортретов.
5 место. Делом Всей Его Жизни Стал Интерьер Самой Большой в Мире Церкви
В 1620-ых годах Бернини стал одним из самых любимых творцов среди римских пап, это привело к ряду официальных назначений, которые позволили ему значительно расширить свой кругозор. Внезапно он становится «хранителем папской коллекции произведений искусства, директором папского литейного завода при замке Сант-Анджело и комиссаром фонтанов на площади Пьяцца-Навона».
Именно в тот период он начал работать над тем, что станет делом всей его жизни на следующие десятилетия – дизайном интерьера удивительного собора Святого Петра в Ватикане – городе-государстве в Риме – столице Италии. Одними из величайших шедевров, которые он в итоге создал внутри этой базилики, были Балдахин Святого Петра, расположенный над главным алтарём и Кресло Святого Петра – огромная скульптура, окружающая деревянный трон.
6 место. Он Был Опытным Архитектором
В конечном итоге его работа над интерьером завершилась тем, что в 1629 году Бернини был назначен ведущим архитектором самой большой церкви в мире – всё той же базилики Святого Петра. Довольно впечатляюще для человека без формального архитектурного образования, не так ли? Ему удавалось получать заказы как на светские, так и на религиозные проекты, включая совершенно новые здания и корректировки уже существующих построек.
Дальше больше. В период между 1656 и 1667 годами он также отвечал за монументальную площадь перед базиликой, известную как площадь Святого Петра. Он спроектировал массивную площадь с огромными дорическими колоннами с каждой из сторон, глубиной в четыре ряда, что и сделало её одним из самых замечательных общественных мест на планете Земля.
7 место. Он Создал Несколько Фонтанов по Всему Риму
Возможно, его самые характерные скульптуры включают в себя несколько отлично орнаментированных римских фонтанов на различных площадях по периметру всей итальянской столицы. Мы уже упоминали о фонтане, который он создал вместе со своим отцом неподалёку от Испанской лестницы, но их гораздо больше! Некоторые из его самых известных произведений – это Фонтан Тритона и Фонтан Пчёл, расположенные на площади Барберини совсем рядом с одноимённым дворцом, проектом которого также занимался Бернини.
Ну а самый именитый фонтан мастера зовётся Фонтаном Четырёх Рек, названный так в честь аллегории, представляющей собой четыре главные реки континента, на берегах которых в былые времена распространялось христианство. Данный фонтан был возведён в 1651 году, он расположен на площади Пьяцца-Навона, в его центре находится египетский обелиск.
8 место. А Ещё у Него Была Страсть к Актёрскому Мастерству
Помимо того, что Бернини был художником, скульптором и архитектором, у него была ещё одна страсть – театр. Он сам писал пьесы, играл и ставил их, вдобавок ко всему работая над оформлением их декораций.
Справедливо заключить, что Джованни-Лоренцо Бернини можно считать одним из самых разносторонних мастеров в истории человечества. Скорее всего, его уровень был близок к некоторым из величайших умов эпохи Возрождения.
9 место. Однажды Он Вылепил Женщину, с Которой у Него Был Роман
Несмотря на то, что его карьера шла на удивление хорошо, личная жизнь творца по началу столкнулась с некоторыми серьёзными проблемами. Это лишний раз подчёркивается анекдотичной ситуацией, произошедшей с ним в 1630-ых годах. Однажды он переспал с женой одного из своих помощников, звали которую Костанца Бонарелли. Должно быть, это была самая настоящая любовь, поскольку в дальнейшем он изваял бюст этой женщины. К сожалению, жена-изменщица вряд ли является хорошей добычей, он испытал это на собственной шкуре, потому как впоследствии она также изменила и ему. Но не с каким-то случайным незнакомцем, а с его младшим братом по имени Луиджи – разносторонним художником и правой рукой Джованни-Лоренцо.
В конце концов, в возникшую вражду между родными братьями вмешался сам папа римский Урбан VIII, который посоветовал старшему Бернини жениться. Джованни-Лоренцо послушался его и в 1639 году связал себя узами брака с девушкой по имени Катерина Тецио. Эти отношения продлились целых 34 года, их результатом стало сразу одиннадцать детей! А бюст изменщицы в настоящее время находится в Национальном Музее Барджелло во Флоренции, Италия.
10 место. Его Первые Биографические Книги Вышли в Свет Через Несколько Лет После Смерти
Одним из самых интересных фактов о Джованни-Лоренцо Бернини является то, что вскоре после его смерти, случившейся 28 ноября 1680 года, на свет появилось сразу несколько биографических книг о нём. Одна из самых интересных была написана его младшим сыном Доменико, она называлась «Жизнь Кавалера Джо. Лоренцо Бернини».
Хотя и опубликовали эту книгу только в 1713 году, считается, что она была написана в последние годы жизни его отца. Всего через два года после смерти творца – в 1682 – ещё одну биографию опубликовал Филиппо Балдинуччи, она носила название «Жизнь Бернини». Несмотря на это, книга его сына всё же считается самой ранней и точной.
11 место. В XVIII Веке Его Искусство Считалось Слишком Экстравагантным
Несмотря на то, что было крайне интересно узнать абсолютно всё о Джованни-Лоренцо сразу же после его смерти, когда искусство барокко всё ещё процветало, в XVIII столетии это быстро изменилось. Высоко декоративные и преувеличенные элементы барокко заменялись более трезвым искусством древности, именно поэтому в том столетии большую известность получили неоклассические художники.
Однако в XIX веке его репутация была восстановлена, в ту пору учёные снова стали более объективно смотреть на его искусство. Стало ясно, что Бернини был не только одним из самых известных художников своего времени, но и определял стиль эпохи барокко во всех смыслах этого слова на протяжении всего XVII века.
12 место. Однажды Он Был Добавлен на Лицевую Сторону Итальянской Денежной Купюры
Одним из самых удивительных фактов о Джованни-Лоренцо Бернини является то, что некоторое время назад его портрет был добавлен на лицевую сторону денежной банкноты Банка Италии номиналом в 50 000 итальянских лир. Подобные купюры были в обиходе в 1980-ых-1990-ых годах.
Денежный знак с изображением его лица на передней стороне и созданной им конной статуей императора Константина на обороте находился в обращении до тех самых пор, пока вся Италия не перешла на евро! Это ясно подчёркивает всю важность Бернини в Италии и то, как к нему относятся в его родной стране. А относятся к нему как к одному из величайших и самых влиятельных итальянских художников в истории государства!
#стопочки #интересное #интересные факты #скульптура #искусство #творчество #художники #бернини #барокко #джованни-лоренцо бернини