Найти тему
сТОПочки

12 Фактов о Джованни-Лоренцо Бернини

Он считается одним из величайших мастеров периода барокко, который умудрился разработать свой собственный скульптурный стиль, определивший искусство XVII столетия.

12 Фактов о Джованни-Лоренцо Бернини
12 Фактов о Джованни-Лоренцо Бернини

В этой статье вы сумеете отыскать список самых интересных фактов о жизни скульптора эпохи барокко по имени Джованни-Лоренцо Бернини – чрезвычайно разностороннем итальянском творце, создавшем одни из самых известных произведений искусства в истории человечества!

1 место. Его Отец Также Был Относительно Успешным Скульптором

Фонтан Старой Лодки
Фонтан Старой Лодки

Джованни-Лоренцо Бернини родился в итальянском городе Неаполе 7 декабря 1598 года. Его мать звали Анжелика Галанте, а его отцом был относительно известный художник-маньерист по имени Пьетро Бернини (годы жизни 1562-1629). И ясное дело, что именно отец оказал огромное влияние на молодого Джованни-Лоренцо – шестого из тринадцати возможных его детей. Работать в команде они начали довольно рано, и вместе успели создать пару шедевров.

Самое известное творение, которое они выполнили в паре, находится у подножия знаменитой Испанской лестницы в Риме – столице Италии – она носит название Фонтана-делла-Баркачча, что в переводе на русский язык означает Фонтан Старой Лодки. Отец и сын завершили римский фонтан в период между 1627 и 1629 годами – в последние годы жизни Пьетро.

2 место. Гением Его Стали Считать Ещё в Детстве

«Младенец Юпитер, Фавн и Коза Амалфея»
«Младенец Юпитер, Фавн и Коза Амалфея»

В Неаполе Джованни-Лоренцо прожил недолго, в 1605 году вся его семья переехала в Рим, где их покровителем стал чрезвычайно богатый кардинал Сципионе Боргезе, который моментально признал талант молодого художника. Он считался гением уже в восемь лет от роду, примерно тогда он и стал работать над скульптурами для кардинала, впоследствии украшавшие его Виллу Боргезе. В наше время вилла известна как Галерея Боргезе – один из самых популярных музеев Рима.

Его первая известная скульптура носит название «Младенец Юпитер, Фавн и Коза Амалфея», он работал над ней где-то между 1609 и 1615 годами (точная дата неизвестна и по сей день), она до сих пор находится в стенах данного музея.

3 место. Он Создал Чётко Определённый Скульптурный Стиль

«Давид»
«Давид»

Медленно, но верно репутация молодого Бернини росла и окончательно утвердилась, когда он создал четыре абсолютных шедевра эпохи барокко, происходило сие в период между 1619 и 1625 годами. Вот эти работы:

  • «Эней, Анхиз и Асканий» (1619 год)
  • «Похищение Прозерпины» (1621-1622 годы)
  • «Аполлон и Дафна» (1622-1625 годы)
  • «Давид» (1623-1624 годы)

Все эти творения называют искусством, которое «открыло новую эру в истории европейской скульптуры», что в значительной степени объясняет, почему Бернини считается одним из самых влиятельных мастеров XVII века. В наши дни все эти четыре скульптуры находятся в Галерее Боргезе в Риме.

4 место. Он Также Создал Несколько Картин

Автопортрет Джованни-Лоренцо Бернини
Автопортрет Джованни-Лоренцо Бернини

Несмотря на то, что он по праву считается одним из самых влиятельных скульпторов в истории человечества, он был достаточно разносторонним и даже успел создать несколько картин. Скорее всего, они стали частью его академической подготовки ещё в детстве.

Хотя и считается, что с 1620-ых по 1630-ые годы он создал около 150 полотен, в наши дни сохранилось не более 35-40 картин, которые можно с уверенностью приписать именно ему. Одним из самых примечательных фактов о Джованни-Лоренцо Бернини является то, что в основе своей он создавал портреты, в том числе и несколько автопортретов.

5 место. Делом Всей Его Жизни Стал Интерьер Самой Большой в Мире Церкви

Балдахин Святого Петра от Бернини
Балдахин Святого Петра от Бернини

В 1620-ых годах Бернини стал одним из самых любимых творцов среди римских пап, это привело к ряду официальных назначений, которые позволили ему значительно расширить свой кругозор. Внезапно он становится «хранителем папской коллекции произведений искусства, директором папского литейного завода при замке Сант-Анджело и комиссаром фонтанов на площади Пьяцца-Навона».

Именно в тот период он начал работать над тем, что станет делом всей его жизни на следующие десятилетия – дизайном интерьера удивительного собора Святого Петра в Ватикане – городе-государстве в Риме – столице Италии. Одними из величайших шедевров, которые он в итоге создал внутри этой базилики, были Балдахин Святого Петра, расположенный над главным алтарём и Кресло Святого Петра – огромная скульптура, окружающая деревянный трон.

6 место. Он Был Опытным Архитектором

Одна из Частей Массивной Площади Святого Петра в Риме
Одна из Частей Массивной Площади Святого Петра в Риме

В конечном итоге его работа над интерьером завершилась тем, что в 1629 году Бернини был назначен ведущим архитектором самой большой церкви в мире – всё той же базилики Святого Петра. Довольно впечатляюще для человека без формального архитектурного образования, не так ли? Ему удавалось получать заказы как на светские, так и на религиозные проекты, включая совершенно новые здания и корректировки уже существующих построек.

Дальше больше. В период между 1656 и 1667 годами он также отвечал за монументальную площадь перед базиликой, известную как площадь Святого Петра. Он спроектировал массивную площадь с огромными дорическими колоннами с каждой из сторон, глубиной в четыре ряда, что и сделало её одним из самых замечательных общественных мест на планете Земля.

7 место. Он Создал Несколько Фонтанов по Всему Риму

Фонтан Четырёх Рек
Фонтан Четырёх Рек

Возможно, его самые характерные скульптуры включают в себя несколько отлично орнаментированных римских фонтанов на различных площадях по периметру всей итальянской столицы. Мы уже упоминали о фонтане, который он создал вместе со своим отцом неподалёку от Испанской лестницы, но их гораздо больше! Некоторые из его самых известных произведений – это Фонтан Тритона и Фонтан Пчёл, расположенные на площади Барберини совсем рядом с одноимённым дворцом, проектом которого также занимался Бернини.

Ну а самый именитый фонтан мастера зовётся Фонтаном Четырёх Рек, названный так в честь аллегории, представляющей собой четыре главные реки континента, на берегах которых в былые времена распространялось христианство. Данный фонтан был возведён в 1651 году, он расположен на площади Пьяцца-Навона, в его центре находится египетский обелиск.

8 место. А Ещё у Него Была Страсть к Актёрскому Мастерству

Ещё Один Автопортрет Джованни-Лоренцо Бернини
Ещё Один Автопортрет Джованни-Лоренцо Бернини

Помимо того, что Бернини был художником, скульптором и архитектором, у него была ещё одна страсть – театр. Он сам писал пьесы, играл и ставил их, вдобавок ко всему работая над оформлением их декораций.

Справедливо заключить, что Джованни-Лоренцо Бернини можно считать одним из самых разносторонних мастеров в истории человечества. Скорее всего, его уровень был близок к некоторым из величайших умов эпохи Возрождения.

9 место. Однажды Он Вылепил Женщину, с Которой у Него Был Роман

Костанца Бонарелли Глазами Бернини
Костанца Бонарелли Глазами Бернини

Несмотря на то, что его карьера шла на удивление хорошо, личная жизнь творца по началу столкнулась с некоторыми серьёзными проблемами. Это лишний раз подчёркивается анекдотичной ситуацией, произошедшей с ним в 1630-ых годах. Однажды он переспал с женой одного из своих помощников, звали которую Костанца Бонарелли. Должно быть, это была самая настоящая любовь, поскольку в дальнейшем он изваял бюст этой женщины. К сожалению, жена-изменщица вряд ли является хорошей добычей, он испытал это на собственной шкуре, потому как впоследствии она также изменила и ему. Но не с каким-то случайным незнакомцем, а с его младшим братом по имени Луиджи – разносторонним художником и правой рукой Джованни-Лоренцо.

В конце концов, в возникшую вражду между родными братьями вмешался сам папа римский Урбан VIII, который посоветовал старшему Бернини жениться. Джованни-Лоренцо послушался его и в 1639 году связал себя узами брака с девушкой по имени Катерина Тецио. Эти отношения продлились целых 34 года, их результатом стало сразу одиннадцать детей! А бюст изменщицы в настоящее время находится в Национальном Музее Барджелло во Флоренции, Италия.

10 место. Его Первые Биографические Книги Вышли в Свет Через Несколько Лет После Смерти

Очередной Автопортрет Бернини, на Этот Раз Уже в Глубокой Старости
Очередной Автопортрет Бернини, на Этот Раз Уже в Глубокой Старости

Одним из самых интересных фактов о Джованни-Лоренцо Бернини является то, что вскоре после его смерти, случившейся 28 ноября 1680 года, на свет появилось сразу несколько биографических книг о нём. Одна из самых интересных была написана его младшим сыном Доменико, она называлась «Жизнь Кавалера Джо. Лоренцо Бернини».

Хотя и опубликовали эту книгу только в 1713 году, считается, что она была написана в последние годы жизни его отца. Всего через два года после смерти творца – в 1682 – ещё одну биографию опубликовал Филиппо Балдинуччи, она носила название «Жизнь Бернини». Несмотря на это, книга его сына всё же считается самой ранней и точной.

11 место. В XVIII Веке Его Искусство Считалось Слишком Экстравагантным

«Экстаз Блаженной Людовики Альбертони»
«Экстаз Блаженной Людовики Альбертони»

Несмотря на то, что было крайне интересно узнать абсолютно всё о Джованни-Лоренцо сразу же после его смерти, когда искусство барокко всё ещё процветало, в XVIII столетии это быстро изменилось. Высоко декоративные и преувеличенные элементы барокко заменялись более трезвым искусством древности, именно поэтому в том столетии большую известность получили неоклассические художники.

Однако в XIX веке его репутация была восстановлена, в ту пору учёные снова стали более объективно смотреть на его искусство. Стало ясно, что Бернини был не только одним из самых известных художников своего времени, но и определял стиль эпохи барокко во всех смыслах этого слова на протяжении всего XVII века.

12 место. Однажды Он Был Добавлен на Лицевую Сторону Итальянской Денежной Купюры

Джованни-Лоренцо Бернини На Денежной Банкноте Номиналом в 50 000 Итальянских Лир
Джованни-Лоренцо Бернини На Денежной Банкноте Номиналом в 50 000 Итальянских Лир

Одним из самых удивительных фактов о Джованни-Лоренцо Бернини является то, что некоторое время назад его портрет был добавлен на лицевую сторону денежной банкноты Банка Италии номиналом в 50 000 итальянских лир. Подобные купюры были в обиходе в 1980-ых-1990-ых годах.

Денежный знак с изображением его лица на передней стороне и созданной им конной статуей императора Константина на обороте находился в обращении до тех самых пор, пока вся Италия не перешла на евро! Это ясно подчёркивает всю важность Бернини в Италии и то, как к нему относятся в его родной стране. А относятся к нему как к одному из величайших и самых влиятельных итальянских художников в истории государства!

#стопочки #интересное #интересные факты #скульптура #искусство #творчество #художники #бернини #барокко #джованни-лоренцо бернини