В марте США, Великобритания и Канада ввели эмбарго на импорт российской нефти и нефтепродуктов. Вашингтон также ограничил импорт СПГ и угля, но американцы не покупали эти товары у России. В мае ЕС также ввел эмбарго на импорт нефти и нефтепродуктов. Они должны были вступить в силу через шесть и восемь месяцев соответственно.
Однако ограничения Запада вызвали лишь обратную реакцию. В результате цены на нефть значительно выросли, внеся существенный вклад в инфляцию на Западе, а Россия получила сверхприбыль в денежном выражении. Вместо падения экспортной выручки наблюдается многократный рост экспортной выручки. А физическая добыча нефти упала всего на 1 млн баррелей в сутки, но выросла на 50-70%, в то время как Запад считал, что российская добыча упадет на 2,5-3,5 млн баррелей в сутки без шансов на восстановление.
Лица, которым не хватает ума
Вчера страны "Большой семерки" поддержали ограничение цены на российскую нефть. По их мнению, транспортное страхование и логистические услуги будут недоступны, если стоимость нашей нефти будет выше установленной цены.
Однако сразу же возникает вопрос: Как именно вы будете устанавливать предельные цены, если вы полностью запретили импорт нефти из России? На каком уровне будут установлены эти предельные цены?
Да, в G7 также входит Япония, которая вывозит нашу нефть, нефтепродукты, СПГ и уголь. Теоретически, это "консолидированное" решение может превратиться в практическое решение по японскому образцу. Россия просто не будет продавать энергоресурсы Японии и перенаправит их в другие регионы. Существует огромный спрос.
Возможно, страны G7 считают, что если заставить перевозчиков и страховщиков не завышать цены на грузы, то это сделает невозможным экспорт российской нефти, скажем, в Китай или Индию. Но это иллюстрирует полную некомпетентность лидеров G7.
Существующие ограничения уже серьезно ограничили сотрудничество российских нефтяных компаний с западными логистическими и страховыми компаниями. Идет активный поиск новых решений. И большинство проблем уже решены.
Например, отечественные страховые компании начали страховать российскую нефть и страховые компании из стран-партнеров, которые не боятся санкций. Нефть также начинает перевозиться танкерами из России и дружественных государств. Например, Индийский регистр судоходства (IRCLass), одна из крупнейших в мире регистрационных компаний, недавно сертифицировал 80 танкеров "Совкомфлота" для перевозки нефти. Лицензия позволяет российской государственной компании осуществлять поставки не только непосредственно в Индию, но и в третьи страны. И кого "Большая семерка" будет ограничивать здесь?
Желание Запада понятно. США и Европа сталкиваются с огромным ростом цен на энергоносители и ищут пути их снижения. Теоретически, искусственное занижение цен на российскую нефть может охладить рынок. Но тогда, по логике вещей, США и ЕС должны отменить эмбарго и покупать нашу нефть, скажем, за 70-80 долларов. Тогда арабская нефть на европейском рынке будет конкурировать с нашей, и арабы также будут вынуждены снизить цены.
Но если Россия поставляет нефть в Китай и Индию, а арабы - в Европу, то налицо четкое разделение по регионам. И тогда Запад сможет ограничить цены не на российскую, а на арабскую нефть. В то время как Китай и Европа уже вынуждены платить за наши.
В целом, разделение сознания стало абсолютной нормой для политики западных государств. Если раньше мы возмущались тем, что в отношении России проводится политика двойных стандартов, то теперь мы видим, что она наносит ущерб экономике США и Европы. Пусть они продолжают двигаться в этом направлении.