Эксперт журнала «Госзакупки.ру» рассказал, где участнику искать выгодные закупки, чтобы повысить продажи своей организации. Научитесь использовать эффективные инструменты для поиска конкурентных закупок и закупок у единственного поставщика. От выбора условий поиска зависит, найдете выгодную закупку или нет.
Для поиска тендера воспользуйтесь ЕИС, агрегатором или поисковыми системами на электронных площадках. Выбор инструмента зависит от целей поставщика и сферы деятельности. Если цель — принять участие в закупке как единственный поставщик, участник может выйти на заказчика напрямую. Например, направить заказчику коммерческое предложение, поучаствовать в запросе ценовой информации. Далее узнаете, где найти закупки, как правильно настроить поисковые фильтры и проанализировать результаты поиска.
Через какие сервисы искать конкурентную закупку
Как искать закупку в ЕИС. В единой информационной системе размещены закупки по Законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ. В системе нет коммерческих закупок, которые проводятся только на основании положений Гражданского кодекса. Чтобы получить релевантную выборку, не заполняйте параметры во всех разделах. Далее читайте о разделах подробнее.
Раздел «Закупки». В этом разделе выставите параметры: закон, по которому проводится закупка, этап и способ закупки. Отфильтруйте закупки со статусом «Подача заявок». В ЕИС пока не обновили количество способов. С 1 января 2022 года их стало четыре: конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме и малые электронные закупки у единственного поставщика.
Раздел «Цена». Задайте диапазон цены закупки. Например, если вас интересуют закупки до определенной начальной максимальной цены. Также в этом разделе можно выбрать тип цены — НМЦК или цену единицы товара.
Раздел «Дата». Этот параметр поможет вам оценить количество времени, которое осталось на подготовку заявки и получение обеспечения.
Раздел «Заказчик». Отфильтруйте закупки по организациям, если интересует работа с конкретным заказчиком. Поставщику пригодится этот параметр, если заказчик планирует разместить закупку по определенному предмету. К тому же в этом разделе поставщик может также указать место поставки товаров.
Раздел «Справочники». Дает возможность поиска укрупненных или более детализированных позиций классификатора ОКПД2. Наименование закупки можно не указывать, если вы ввели код ОКПД2. ЕИС найдет все закупки, в которых заказчик использовал соответствующий код.
Раздел «Дополнительная информация». Позволяет найти закупки, при которых учитываются особенности: закупка для СМП, СОНКО или совместная закупка. Поиск закупок с особенностями проведения актуален для поставщика, ведь при закупках для СМП и СОНКО оплата по контракту проходит в сокращенные сроки по сравнению с обычным сроком оплаты. Совместная закупка позволит заключить контракт сразу с несколькими организациями-заказчиками.
ПРИМЕР. Как искать закупки в ЕИС
Для поиска закупок бумаги в разделе «Закупки» поставьте галочку рядом с этапом «Подача заявок». В разделе «Справочники» введите код ОКПД2. Для выбора бумаги и изделий из бумаги — это код 17. Если не указывать код, система найдет больше закупок. Дело в том, что заказчик может допустить ошибки при заполнении извещения. Например, неверно указать код ОКПД2 или указать детализированный код. Система просто не найдет такие закупки. Поэтому целесообразно при поиске закупок использовать фильтр и по названию, и по укрупненному коду ОКПД2 — два знака.
Учтите, что по укрупненному коду ОКПД2 ЕИС выполнит поиск абсолютно всех позиций. Так, например, если поставщик занимается поставками только бумаги для печати, следует использовать код ОКПД2 17.12.14.110, а если поставщик занимается продажей этикеточной бумаги, то подойдет код ОКПД2 17.12.14.130. В случае когда поставщик одновременно предлагает к продаже несколько видов бумаги, а также картон, используйте укрупненную позицию кода ОКПД2 17.12.
Как искать закупку через коммерческие агрегаторы. Альтернатива ЕИС — коммерческие сервисы, которые собирают информацию о закупках. Агрегаторы содержат информацию о закупках по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ, коммерческих закупках, малых, размещенных на федеральных площадках, коммерческих сайтах, а также на сайтах заказчиков.
Агрегаторы имеют свои преимущества. Например, у них шире набор параметров поиска. Фильтры могут содержать дополнительные параметры поиска: наличие аванса в закупках, наличие или отсутствие заявок, возможные каналы продаж — тендеры, субподряды, планируемые закупки.
ПРИМЕР. Как искать закупки в коммерческом агрегаторе
Поставщик ищет закупки на оказание клининговых услуг. Для этого выберите в разделе «Наименование закупки» — клининг, в этапах — «Подача заявок» и установите фильтр «Наличие аванса». Агрегатор предоставил выборку из шести закупок, которые удовлетворяют условиям поиска. По этим параметрам поставщик не может найти закупку в ЕИС, так как в ЕИС нет фильтра «Наличие аванса». Однако поставщик может искать в агрегаторе закупку и по стандартным параметрам поиска. Например, он может указать наименование закупки, код ОКПД2, наименование заказчика.
Составьте наиболее полный перечень наименований закупки, потому что один и тот же предмет закупки может иметь несколько наименований. В случае с закупкой клининговых услуг можно использовать такие дополнительные наименования, как уборка, очистка, проведение работ по удалению мусора и др.
Среди агрегаторов есть сервис «Ассистент Поставщика». Он позволяет искать закупки, которые заказчики опубликовали в ЕИС и на электронных площадках. Сервис ищет планируемые и размещенные закупки по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ, коммерческие и имущественные торги. Этот агрегатор поможет найти в том числе малые закупки, сведения о которых заказчики не размещают в ЕИС. В нем есть возможность настроить шаблон поиска закупки и получать уведомления на электронную почту.
Как искать закупку через электронную торговую площадку. Чтобы участвовать в закупке, поставщик должен получить электронную подпись и аккредитоваться на ЭТП. Поиск на площадках бесплатный. Если поставщик уже зарегистрировался на конкретной площадке, ему будет удобно искать закупки там. Однако у поставщика не будет доступа к закупкам, которые заказчики разместили на других площадках. Если поставщик не найдет нужной закупки на одной площадке, ему придется регистрироваться на других или искать закупку в ЕИС. Параметры поиска на электронных площадках отличаются. Однако есть и такие, которые встречаются на всех. Например, предмет закупки, даты начала и окончания подачи заявок, заказчик.
Как искать скрытую закупку. Поставщик может столкнуться с ситуацией, когда закупка намеренно скрыта заказчиком. Для этого заказчики могут не указывать конкретные наименования закупки. Однако нужно понимать, что заказчик делает это не всегда преднамеренно. Так происходит, когда одно и то же наименование предмета закупки встречается в различных сферах. Например, название «химические реагенты» может встречаться в медицине, химической отрасли, при закупке противогололедных реагентов или реактивов для очистки воды бассейна.
Чтобы выборка закупок была корректной, поставщик может использовать дополнительные фильтры, которые позволят найти закупку с учетом необходимого наименования препарата. Эта информация содержится в техническом задании. Фильтры поиска ЕИС и агрегаторов позволяют искать закупки не только на основании информации, которая указана в извещении, в наименовании в структурированной форме, но и в документации закупки.
Еще одним полезным дополнительным фильтром поиска, который может пригодиться поставщику, может стать параметр «Исключить из поиска». Он актуален в том случае, если по наименованию товаров встречается много «лишних» закупок. Если поставщик применит этот фильтр, система исключит нерелевантные значения. Такой параметр поиска есть в ЕИС и в агрегаторах закупок.
Как найти закупку у единственного поставщика
Для поставщиков поиск конкурентных процедур не единственная возможность поставить товар. Поставщик может также стать единственным поставщиком. Далее читайте, как найти нужную закупку через коммерческие предложения и электронные магазины.
Как подать коммерческое предложение. Поставщику нужно отследить закупки, которые заказчик проводил ранее. В ЕИС и в агрегаторах доступны сведения о заключенных контрактах. Информация о прямых закупках обычно не размещается в ЕИС. Однако бывают ситуации, когда заказчик в прошлом году проводил закупку конкурентным способом, а в текущем году проводит закупку по тому же предмету у едпоставщика. Поставщик может направить заказчику коммерческое предложение, в котором должен указать количество товара, цену за единицу товара и общую стоимость поставки. В стоимость поставки необходимо включить цену доставки, погрузки, разгрузки, налоги, сборы и иные обязательные платежи.
Для целенаправленного участия в закупках как едпоставщик используйте информацию, которую заказчик разместил в ЕИС в разделе «Планирование». В выпадающем списке нужно выбрать раздел «Запросы цен товаров, работ, услуг». В нем заказчики размещают запросы коммерческих предложений. Для поставщика это возможность установить контакт с заказчиком, предложить конкурентоспособную цену и, в случае проведения закупки у едпоставщика, стать исполнителем по такому контракту.
Как найти закупку в электронном магазине. Поставщик может размещать предложения о поставке товаров в электронных магазинах. Электронные магазины закупок малого объема работают по двум направлениям. Здесь доступна информация о закупках у едпоставщика, а также поставщик может самостоятельно разместить свое предложение. В предложении важно указать правильный код ОКПД2. При поиске потенциальных предложений на рынке заказчик может использовать ключевые фильтры поиска. К таким параметрам относится код ОКПД2.
Внимательно размещайте предварительное предложение для участия в закупках по части 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Код ОКПД2 должен совпадать с кодом в каталоге товаров, работ и услуг. Если предложение поставщика будет содержать иной код КТРУ, который отличается от кода в извещении заказчика, автоматический выбор предложения поставщика не произойдет. Тщательно подойдите к выбору позиции КТРУ для того, чтобы увеличить свои шансы на автоматический выбор предложения.
#тендеры #госкорпорации #госкомпании #поставщики