Найти тему
Ольга Иорданская

Откуда пошла легенда о «чуди», ушедшей под землю.

Массовое разграбление курганов началось с переселением на эти земли русских крестьян. Их главным занятием были торговля мехами и землепашество. Но многие из переселенцев, в летнее время, стали разрывать курганы в поисках золотых и серебряных изделий, о наличии которых также ходили мифы.

Переселенцам не было известно, что древние племена умели прокатывать золото в очень тоненькие листы, что именно этими листочками обтягивали бронзовые, деревянные и даже глиняные изделия. Вещи становились парадными, приобретали сакральный смысл. Для современного же человека такое золото ценности не имело. Поэтому к середине XIX в. «мода» на ограбление могил резко пошла на убыль и, возможно, прекратилась бы вовсе, если бы коллекционеры, а затем возникшие музеи не стали скупать древние вещи. Охота за могильным золотом сменилась охотой за бронзой. Особенно хорошо скупались бронзовые изделия, украшенные литыми фигурками горных козлов и баранов, кабанов, птиц, а также отдельные фигурки оленей или лосей.

Все эти вещи копатели находили в могилах, на дне которых, как правило, стояли бревенчатые срубы, схожие с избами: с дощатым по лом и потолком. А в срубах, чаще всего, обнаруживалось от двадцати и более лежащих рядами человеческих скелетов.

Среди профессиональных грабителей, какими являлись «бугровщики», встречались люди как наблюдательные, так и наделённые фантазией. Первые по положению скелетов видели, что люди захоронены в один приём. От других же распространился слух, что покойники сами себя захоронили заживо. Противники русского самодержавия использовали этот слух и превратили его в политическую легенду, известную под названием «Легенда о белой берёзе.» В ней коренное (чудское) население предпочло умереть, чем зависеть от Русского (Белого) царя.

В своей поэме «Минусинский край» ссыльный А.К. Кузьмин излагает эту легенду под названием «Песня татарского Башлыка о чудских могилах, находящихся в Минусинском округе». Сначала автор поясняет содержание песни:

«Пою как чудные народы

Живые в землю погреблись

Не пережив своей свободы;

За что и Чудью назвались».

«Они на нашем месте жили,

Где льётся светлый Абакан,

Стада огромные водили

И крепкий делали айран.

Как ясный день - всегда счастливы,

Согласны как стремленье волн,

Как ветер веселы, игривы,

Покойны как в залuве чeлн.

У них был лов обильный белки

И всяких множества зверей:

Лисиц руками брали девки

И били палкой соболей».

Затем поэт указывает на внезапно наступившие перемены.

«Но время скользко:

в крепком муже слабеют силы день от дня,

Уступит лето мрачной стуже,

Согнётся шея у коня.

Три года звери не ловились,

Три года не росла трава.

И вдруг среди степи явились

С корою белого древа»

И дальше в своей поэме Кузьмин объясняет про белую березу

«Собрались вещие шаманы,

Чтоб тайну древ тех разгадать.

Гремят их звучные тимпаны

И старший начал прорицать.

О горе! Горе от берёзы! Народ! Я в будущее зрю:

Оно предсказывает слёзы,

Подданство Белому Царю».

Далее следует предложение шамана о том, что «лучше своей волью умереть, чем окончить жизнь невольно», и как именно следует умереть:

Живым себе могилы рыть.

С землей и камнем учредить.

Друзья! Нам должно по-геройски

И над могилами подмостки

Нам должно каждому с семьёй,

В могилу лечь и дружно в раз

Обрушить помост над собою

- И мать земля сокроет нас».

И каков же результат их совета?

«Умолк шаман, единогласно

Все приняли его совет.

Свершилось зрелище ужасно!

И лишь могилы Чуди след».

Нет сомнения в том, что никакие коренные народы Хакасии к рождению легенды о белой березе отношения не имеют. Они курганов не раскапывали, считая их могилами предков, и не могли знать, что в них содержится. Да и обычай хоронить сообща в одной могиле многих людей возник здесь на две тысячи лет раньше момента присоединения Сибири к России; он прекратился за тысячу лет до этого факта.

Берёзовые рощи в Хакасии росли всегда. Уже 40-50 веков береза здесь используется для изготовления самой различной хозяйственной утвари. По-видимому, эту легенду сочинили русские казаки, а вероятнее всего, сами расхитители могил. Именно поэтому легенда, а не только её поэтическое изложение, интересна для археологов как первое и самое неожиданное объяснение массового появления в древности коллективных могил.