Найти в Дзене
Литера "Б"

"Колхозный Панк" или Рок для "низов"... В день памяти Юрия Клинских. (Музыкально-жизненный обзор)...

Обсценная лексика, простенькие мотивы и не переусложнённые аранжировки, плюс откровенные заимствования в музыкальном плане. Так, наверное, можно было бы вкратце изложить всю суть о творчестве этой группы, и, собственно, лидера этой команды, день памяти которого и приходится на сегодняшнее число.

Юрий "Хой" Клинских. фото из свободного доступа.
Юрий "Хой" Клинских. фото из свободного доступа.

Почему же тогда эта группа полюбилась миллионам тогда, да и сейчас есть многочисленные поклонники и последователи «Сектора Газа»?

Давайте разберёмся в этом вопросе.

Для этого попытаемся мысленно перенестись в то далёкое время, когда великая держава трещала по швам, и кроме неизвестности и бесперспективности далёкого будущего, не было ничего.

Сейчас принято говорить о «той былой и великой» стране с чувством гордости и уважения. А вот мне те времена помнятся совершенно иначе. Да, в тот момент, когда Юрий Клинских собрал свой первый, более-менее постоянный состав, (1988 год), уже не стало «глубокоуважаемого» Леонида Ильича, и все последующие Генсеки не успели толком изменить что-то в лучшую (или в худшую…) сторону, и тогда уже Михаил Сергеевич вовсю «правил бал» в угоду капиталистам известно какой страны.

И я ведь хорошо помню те времена, и даже гораздо более ранние (что ж поделать, если память моя настолько своеобразна, что некоторые, самые яркие моменты из жизни, я помню практически с самого своего рождения).

Я помню те время, когда за собственные взгляды на литературу и поэзию в рамках школьной программы, запросто могли исключить из пионеров, а иногда и отчислить из школы. Я прекрасно помню, как через два года после проведения олимпиады, видимая чистота столицы нашей родины буквально тонула в мусоре на улицах и во дворах, и показное изобилие в магазинах превратилось в пустующие полки и переросло в рождение дефицита на продукты первой необходимости.

Я помню очень хорошо, когда мать с отцом катались в Москву за продуктами с каждой зарплаты, потому что в магазинах моего родного города, на прилавках лежали лишь синюшные куры, вероятно закончившие жизнь своей смертью.

И это, поверьте друзья, было в 1984 году, и никак не в «перестроечные» времена. Я не оспариваю никогда заслуг социалистического строя в сфере науки и иных достижений, но…

Понимаете, у меня тогда ещё появилось осознание некоторой нестыковки обещанного с действительностью. Сложно сейчас передать те чувства, которые наполняли в те времена ещё молодой совсем рассудок. Воспитание меня, как обезличенного "Хомо Советикус", было не принято мной, и я тогда уже видел прекрасно, как дети работников партаппарата ездили в "престижные" пионерлагеря, а нам, детям рабочих и колхозников, оставались третьесортные "Ёлочки" в глуши.

А теперь представьте себе, друзья, что автор этих строк родился и вырос в каких-то ста километрах от столицы нашей родины, в провинциальном городе Можайск, а не где-то в глубинке, в захолустье и вдали от цивилизации. И вот когда, на фоне мнимого равенства и стабильности, в приоткрытый «железный занавес» полилась вся грязь и мерзость, то, естественно она впитывалась юным ещё разумом, и выливалась наружу в виде протеста или непринятия того или иного строя и жизненного уклада.

Поэтому, такая группа, как «Сектор Газа», просто не могла не появиться на свет. Ориентированная на молодёжь из «рабочих низов» и на «трудных» подростков, чья жизнь была очень далека от того пресловутого «равенства» и показной стабильности.

Я родился в семье рабочих. Не стыжусь этого, но и не горжусь, вовсе. Родителей не выбирают, и коль так случилось, значит так тому и быть. Но, семья хоть и не интеллигентная, всё же она была очень начитанная и эрудированная в разных направлениях. Бабуля моя, мать отца моего, имея образование всего четыре класса, очень любила читать. Сколько помню я, в том стареньком домике, что находился в деревне Чебуново, сервант всегда ломился от книг. Отец, родившийся в тяжёлые послевоенные годы, после восьмилетки пошёл работать. И не потому, что не хотел учиться, а по той причине, что мать его, колхозница, работала за «трудодни», и тянула свою ношу одна, поднимая на ноги четверых детей.

Книг всегда в доме было много. Отец мой любил читать, и эта любовь к чтению передалась мне по наследству. Литература разная, как художественная, так и научно-популярная, поэтому кругозор мой изначально был довольно широк, и любознательность сыграла немаловажную роль в моей судьбе. Книги для детей (сказки, рассказы) мною были «проглочены» ещё в дошкольном возрасте, и примерно в восемь лет я уже с интересом засматривался на «взрослую» литературу и поэзию. И очень рано у меня сформировался свой собственный взгляд на всё то, что выдавала школьная программа тех лет. И я вступал в спор с учительницей по русскому/литературе в четвёртом классе, аргументируя свои измышления доказательствами. За что неоднократно был «оплёван» на педсовете…

К чему я веду свою затянувшуюся «исповедь»? Наверное, к тому, что у меня очень рано, также сформировался свой собственный взгляд на жизнь. И на музыку…

И когда группа «Сектор Газа» стала набирать популярность по всей стране, у меня были немного другие музыкальные предпочтения. Конечно, как все подростки и юноши, я слушал эту команду, но творчество их мне тогда казалось настолько несерьёзным, и НЕ воспринималось как нечто «шедевральное». Типа, по приколу было послушать в компании друзей, подыграть на гитаре, (благо ведь и музыка была довольно простенькая), постебаться над текстами песен, переосмысливая и перефразируя некоторые моменты, но не более того.

Возможно, если бы у меня в те времена все мои интересы сводились к низменным и пошлым желаниям, то наверняка и я бы «подсел» на «Сектор Газа». И хоть я довольно рано «познакомился» с алкоголем, и сравнительно рано познал радость от плотских утех, никогда в моих желаниях не возникало столько пошлости и грязи, что несла своим творчеством эта группа в некоторых песнях...

И записывая свои мысли о творчестве этого коллектива, я всё же отдаю должность таланту Юрия Клинский. Имея свои взгляды на жизнь, он сумел сплотить молодёжь из «рабочих низов», и трудновоспитуемых подростков. Именно на них и была ориентирована такая музыка. Мне, по прошествии стольких лет, очень трудно писать про те времена. Ведь у меня немного другой взгляд на «ту» действительность. И хоть я уважаю стёб и некоторую пошлость в поэзии и музыке, но, на мой взгляд, все должно быть в меру. Юрий, видимо, тоже всё прекрасно понимал, и ему стало тесно в тех рамках, которые он себе сам и сотворил. И попытался выбраться из первоначального амплуа «бесшабашного бунтаря и сквернослова». Ведь у него есть довольно неплохие лирические вещи, и будучи, несомненно, человеком талантливым и разносторонним, делал попытки завоевать популярность в разных слоях населения. Но, был не понят и не принят. И как все неординарные личности, очень близко всё воспринимал к сердцу. Из-за этого, наверное, и прожил так мало. Ведь тяга к спиртному и запрещённым препаратом не возникают на пустом месте. Заглушая внутреннюю боль, творческие личности пытаются отгородиться от окружающей действительности и найти свой мир, где всё совсем по-другому.

Я прекрасно осознаю, что моя статья будет не принята поклонниками группы «Сектор Газа». Но ведь я вовсе не претендую на единственно-правильное своё мнение. И не строю из себя «нравственника», ведь юность моя была довольно безбашенная, и странно вообще, что я дожил до своих сегодняшних лет.

Сегодня ровно двадцать два года прошло с того момента, как Юрий Клинских покинул этот мир.

фото из свободного доступа.
фото из свободного доступа.

Повторюсь, что он был талантливым человеком, и в этом нет никакого сомнения. Прослушивая вчера и сегодня его альбомы, я не очень многое поменял в своём отношении к его творчеству. Есть хорошие лирические песни, есть неплохие «страшилки», но никак я не могу закрыть уши на откровенную вторичность в музыкальном плане.

Стиль его музыки очень трудно подвести под какую-то определённую черту. Кто-то называет всё это панк-роком, но ведь это не так. Смешения доброго десятка жанров и стилей – вот что такое «Сектор Газа». Сам Юрий называл его – фьюжн, но не в джазовом контексте, а в Роковом. По мне, так вовсе не важны эти все ярлыки и названия, и отбросив все предубеждения и предрассудки, я бы назвал его творчество настоящим Русским Роком. Роком для «рабочих низов» и трудных подростков. Музыка, не переусложнённая аранжировками, потому и понятная массам. И я никогда не говорил, что это плохо. Есть у меня и любимые песни этой группы, и количество их не изменилось по прошествии стольких лет. И в этой статье я попытался лишь донести свои чувства, мысли и отношение к этому музыкальному коллективу. И если сегодняшний обзор показался через-чур откровенным – прошу прощения за то, что кого-то я задел за живое. Но, ведь Я буду уже не Я, если позволю себе минимум личных отношений к группе или исполнителю. И к жизни, в целом…

А на сегодня всё, дорогие друзья. До встречи на канале Литера «Б»…