На третий день «XXI Летних балетных сезонов» я открыл их для себя, равно как и «Бахчисарайский фонтан» Марийского театра посмотрел в первый раз, хотя с репертуаром этого замечательного коллектива знаком не понаслышке и даже бывал не раз во впечатляющем театре Йошкар-Олы. И эта работа позапрошлого года Худрука театра Константина Иванова вполне достойное пополнение афиши, при этом от драмбалета, а начало его эпохи в 1934 году этот балет как раз и возвестил, ни осталось ничего – это чисто танцевальный спектакль.
Да даже более того: первый акт — это вообще практически один большой дивертисмент, этакое Гран-па из смеси нархара и классики в хорошей пропорции. И я к сему формату весьма расположен, к тому же не поскупились на богатые костюмы, хотя вот декорации первой части я не отнесу к удачным решениям. Второй акт идёт в восточном колорите, здесь также на костюмах не экономили, да и декорации подтянулись, а фонтан, вынесенный в название и появляющийся в финале, натурально с льющейся водой.
Программка честно предупреждает что балет не стремится повторить все перипетии Пушкинской поэмы, а либретто представлено подбором стихотворных фрагментов первоисточника. Не ставя перед собой задачу пересказать всем известную историю, хореограф фокусируется на нескольких эмоциональных эпизодах, надрыв чувств в которых ощутим из зала – действие держит. Основные герои своими партиями прописаны чётко, возможность дать образ им предоставлена, чем исполнители воспользовались, каждый по мере своих возможностей. Эффектны и разводки больших групп кордебалета, а хореографический текст массовых танцев совсем не прост. Ну и никакого конфликта хореографии с музыкой – всё по месту, на мой вкус и взгляд.
Что до исполнения, то, состав выступил ровно, получше других показалась мне Зарема – Екатерина Байбаева, но, конечно же, всех затмил сам Константин Иванов, танцевавший Гирея, а в его редакции это именно танцевальная партия. Естественно, хану не по сану трюкачить и хореография у него сдержанная, однако есть даже поддержки, причём далеко не элементарные! Ну и это был мастер-класс для всей труппы по актёрской игре – убедительнейше! Видя же такое исполнение сразу понимаешь, что статус «Премьер Большого» – это навсегда. И только в нашей стране можно увидеть танцующего министра – ещё один повод ей гордиться!
#балет #танцы #искусство #культура #театр и балет