Когда кто-то призывает вас немедленно успокоиться, вы понимаете две вещи. Первая: вы по-прежнему сильно встревожены. Вторая: эмпатии у вашего собеседника как у хлебушка. Но отчего-то все забывается, когда вы сами имеете дело с расстроенным, разгневанным или испуганным человеком. Первая реакция – «выключить» сильные эмоции собеседника. И это вызывает еще большее усиление негативных переживаний, уже взаимное. Я заметила, что врачи, которые регулярно имеют дело с людьми, находящимися в эмоционально расшатанном состоянии, редко советуют кому бы то ни было успокоиться. Ведь эта фраза является этаким стоп-словом, после которого доверие пациента к доктору стремительно движется к нулю, а эмоциональное состояние больного остается прежним. Хочу поделиться простыми способами, как помочь человеку в стрессе. Признать эмоцию и назвать ее Первое, что интуитивно хочется сделать с расстроенным человеком, – обесценить его переживания. Это срабатывает психологическая защита под названием «отрицание»: вам