Кажется, никому не нужно объяснять, почему в России популярна техника для бездорожья. Основательно доработанные внедорожники, огромные вездеходы, мини-амфибии, снегоходы и другие гусеничные машины — в нашей необъятной стране применение найдётся для любого транспорта, которому не нужен асфальт.
Поэтому многим рыбакам, охотникам и всем тем, кто по долгу службы вынужден пробираться сквозь леса и болота, знакомы ещё и мотовездеходы. Сегодня мы поговорим не о «квадриках», которые тоже относятся к этому типу транспортных средств, а о самых настоящих внедорожных мотоциклах или трициклах. Поверьте, они вас удивят!
«Циклон»
«Циклон» — проект многопрофильной нижегородской группы компаний «Техносервис». И это самый настоящий двухколёсный вездеход! Ведь разработчики оснастили его не только полным приводом с широкими шинами низкого давления, но и трёхступенчатой раздаточной коробкой.
В движение его приводит четырёхтактный мотор объёмом 0,2 литра и мощностью 6,5 л.с. Ради надёжности мотовездеход лишён аккумулятора и электрического стартера — двигатель запускается вручную. Хотя электростартер можно докупить в качестве опции.
Весит мотоцикл 110 килограммов и способен транспортировать двоих человек (или одного, но с грузом до 200 килограммов). Средний расход топлива составляет три литра на 100 километров, максимальная скорость равна 55 км/ч. Скорость, с которой «Циклон» может двигаться, находясь в болоте по седло, производитель не указал, но наверняка она будет выше нуля.
«Атаман»
Петербургские умельцы, которые занимаются техникой для бездорожья с 2008 года, выпускают под маркой Lebedev Motors целую линейку мотовездеходов «Атаман» — с двумя и тремя колёсами.
Симпатяга «Атаман Макс Стрит» адресован тем, кто частенько выезжает на дороги общего пользования. В отличие от «Циклона», у него монопривод и подвеска с амортизаторами, а максимальная скорость достигает 80 км/ч. Однако и вне дорог этот 9,5-сильный байк способен на многое — например, продираться по снежной целине глубиной до 25 сантиметров, а также преодолевать полуметровые броды.
Трёхколёсные версии «Атамана» примечательны не только дополнительной точкой опоры, но и возможностью заказать их с дизельными двигателями. Но нет, обозначения V10 или V12 не указывают на количество цилиндров — цифры говорят о мощности моторов объёмом 420 и 450 кубиков соответственно, которые расходуют 2,0–2,5 литра топлива в час.
Интересно также, что производитель предлагает самое разное дополнительное оснащение — от указателей поворота и ручки газа в виде курка до вместительных кофров и даже рукояток руля с подогревом!
«Бархан»
Завод имени В. А. Дегтярева, расположенный в Коврове, разработал трёхколёсный вездеход несколько иного толка. И на фоне вышеупомянутых моделей «Бархан» просто огромен!
Такой трайк растянулся в длину на три метра, весит 330 килограммов и оснащён 17‑сильным четырёхтактным двигателем с водяным охлаждением, пару которому составляет пятиступенчатая трансмиссия с понижающей передачей. «Бархан» разгоняется только до 40 км/ч, но рекорды скорости, конечно, не входят в его задачи — на ЗиДе классифицируют модель как снегоболотоход. На «борт» трайк способен брать до 200 килограммов. Короче говоря, грибов и ягод из самого дальнего уголка леса на этой штуке можно увезти очень много.
ATV 2x2
А вот полноприводный мотоцикл марки Baltmotors, под которой с 2004 года было выпущено более 120 тысяч единиц техники. Компания базируется в Калининграде.
ATV 2x2 оснащается 203-кубовым двигателем мощностью 6,5 л.с. и вариатором. Компания обещает ровную тягу на скоростях с 3 км/ч до максимальных 45 км/ч, возможность одолевать 35-градусные подъёмы и буксировать прицеп массой до 60 килограммов. Передняя и задняя подвеска — маятниковые, с амортизаторами. Стоит мотоцикл на 25‑дюймовых квадроциклетных колёсах и радует клиренсом аж в 280 миллиметров. Весит он 144 килограмма. И определённо придётся по душе тем, кто любит технику с брутальным дизайном.
SR-21, SR-32
В Кирове под брендом Snowreg выпускают двух- и трёхколёсные мотовездеходы в различных конфигурациях. Все они — заднеприводные и не позиционируются как суровые вездеходы, однако подходят для передвижения по мягкому грунту, песчаным насыпям, болотистой почве и неглубокому снегу.
Все модели комплектуются 8-сильным мотором и вариатором, а также шинами низкого давления (0,3–1,0 атмосферы). Масса двухколёсных Snowreg равна 70–99 килограммам, трициклы чуть тяжелее — 105–130 килограммов. Максимальная скорость составляет 40–50 км/ч. Фанаты порядка и практичности точно оценят аж два багажника: спереди и сзади.
«Велес»
Архангельская марка Paxus тоже предлагает мотовездеходы с двумя и тремя колёсами, но её топовые модели оснащаются полным приводом и весьма «злыми» шинами с внешним диаметром 25–26 дюймов.
В «Велесах» используется 420-кубовый четырёхтактный одноцилиндровый мотор мощностью 15 л.с. с воздушным охлаждением. Расход топлива, в зависимости от режима движения, составляет 2–6 литров в час, максимальная скорость 45 км/ч.
Подвеска моделей VS-15 2x2 и VS-15 3x3 — с амортизаторами (причём спереди устанавливаются регулируемые стойки). Оба вездехода могут брать на борт до 200 килограммов, но трайк способен буксировать прицеп с грузом массой до полутонны, тогда как двухколёсный «Велес» — до 300 килограммов. При этом VS-15 3x3 тяжелее двухколёсника всего на 35 килограммов (160 против 125 килограммов).
Дорожный просвет в обоих случаях впечатляющий: 350 миллиметров!
«Шограш» 3x3
Небольшая фирма из Вологды, открывшаяся в 2014 году, разработала трицикл «Шограш» 3x3 — полноприводный снегоболотоход, который умеет не только ездить, но и плавать.
Крупная модель (длина составляет 2,7 метра, а масса 244 килограмма) комплектуется 12‑сильным двигателем и очень большими шинами низкого давления: почти метр в диаметре и полметра ширины! Клиренс, конечно, тоже огромный — 450 миллиметров.
На суше вездеход разгоняется до 45 км/ч, на воде — до 3 км/ч. Он может буксировать прицеп массой до 250 килограммов, а 12‑литровый топливный бак обеспечивает 8–12 часов движения без дозаправки. Кажется, на этой штуке действительно можно заехать туда, куда боятся залетать даже комары.