В Москве начались съемки нового военного фильма, который получил название "По зову сердца". Предполагается, что четырехсерийная картина расскажет о подвиге московского ополчения. К съемкам привлекли и потомков жителей столицы, вставших на защиту родного города в самые страшные месяцы 1941-го года, когда судьба всей страны висела на волоске. Радует, что продюсером и режиссером фильма выступил Игорь Угольников. Это, если судить по его "Брестской крепости" (там он был продюссером) и "Подольским курсантам", показатель того, что обойдется без развесистой "клюквы" вроде душегубов-особистов (см. фильм "Ржев"), малолетних и не очень уголовников (см. "Сволочи" и "Штрафбат") и штыковых атак на доты с черенками от лопат (привет Никите Сергеичу и его нетленному творению "Утомленные солнцем 2. Цитадель"). Давайте разберемся, зачем же нам в принципе нужно военное кино?
Уроки истории. В российские школы хотят вернуть начальную военную подготовку. Ну что я скажу - давно пора!
Фильмы, как мы говорили в детстве "про войну", снимают все. И "главная демократия мира" - США - тоже. Не говоря уже обо всяких Китаях, Индиях, Кореях, регулярно бряцающих оружием. А все потому, что, назовем их условно "идеологические блоки", этих стран прекрасно понимают, что новые поколения патриотически настроенных защитников сложно воспитать без соответствующего кино. Слава богу, дошло и до наших. И эпоха кровожадных особистов, толстомордых (это обязательно!) нквдшников из заградотрядов, бесконечных штрафников всех видов и мастей начала потихоньку уходить. Знаете, я всегда был неравнодушен к военным фильмам. И когда впервые посмотрел американские "Братья по оружию", а потом "Тихий океан", снятые Стивеном Спилбергом и Томом Хэнксом, впал едва ли не в депрессию. Меня терзал один вопрос: ПОЧЕМУ НАШИ НЕ МОГУТ СНЯТЬ ЧТО-ТО ПОДОБНОЕ? Материала - сколько хочешь. Яркие герои, судьбы, подвиги. Да такие, что мастер-сержант морской пехоты Джон Бэйзилон (один из героев сериала "Тихий океан", - "Историк на диване"), будет дрожащей рукой курить в стороне мятый "Лаки Страйк", а майор-десантник Ричард Уинтерс (герой "Братья по оружию", - "Историк на диване") запьет горькую.
Сокровищницы мировой культуры. Музей Великой Отечественной войны (Донецк)
А вместо этого рынок ежегодно заваливали либо откровенным дешевым ширпотребом цвета хаки к очередной дате, все сплошь про снайперов да разведчиков-пластунов, либо откровенной и неприкрытой злобной антисоветчиной в духе Виктора Астафьева (да простят меня поклонники его творчества - он прекрасный писатель, но лютейший антисоветчик) или Николая Никулина. А от антисоветчины до русофобии, как известно,один шаг... С этим, кстати, тоже все понятно. Каяться за Победу в Великой Отечественной войне и посыпать голову пеплом было вполне в духе модной тогда (а местами и сейчас) либеральной киноповесточки. А еще показывать, что "немцы тоже были люди и воевать не хотели, а если и хотели, то не все", а Красная Армия если и победила, то только по-резуновски - завалив все трупами. Как показывают последние события, наши "партнеры" очень хотели бы, чтобы этот дискурс сохранялся и далее. К счастью, не вышло.
После того, как взахлеб посмотрел едва ли не несколько раз подряд "Живые и мертвые" (тот редкий случай, когда фильм не хуже, а лучше, чем книга), когда почти наизусть выучил диалоги в "Они сражались за Родину", а перед каждый 9 мая пересматриваешь "В бой идут одни старики" (и всякий раз он рвет душу как в первый) невозможно стало потреблять "Сталинграды" и прочие современные поделки. И я уже было окончательно разочаровался в отечественном кинематографе, поставив крест на таком понятие, как "военная драма" российского производства (исключение, подтверждающее правило - фильм "В августе 44-го" 2001 года режиссера Михаила Пташука), но тут в конце тоннеля забрезжил свет.
Сначала - "Брестская крепость" (2010 год) Александра Котта. Эта картина сразу вывела российское военное кино на новую высоту, задала серьезную планку. И это при том, что тонны киношлака продолжали ежегодно засорять телеэфир отечественных телеканалов и, соответственно, головы зрителей. Новой яркой звездой вспыхнули "28 панфиловцев" (2016 год) - эту картину можно по всем статьям назвать по-настоящему народной. И пусть там не дотянули с диалогами, да и сама история подвига изрядно мифологизирована - у его авторов вышло "зацепить" народ, снять не очередную мылодраму про любовь молодого лейтенанта и радистки, а настоящее кино про настоящих солдат. И, конечно, "Подольские курсанты" (2020 год) Игоря Угольникова. Здесь, конечно, идет явный перебор (на мой субъективный взгляд) с любовной линией. Но если отбросить это, картина получилась тяжелая, атмосферная и "красивая", если можно так сказать о военном фильме. Кстати, ряд прорывов среди военного кино (не надо кидаться в меня известной субстанцией), я бы добавил кинокомикс - иначе я назвать его не могу - "Красный призрак" (2021 год) Андрея Богатырева, явно целящийся и попадающий в молодежную аудиторию.
Так как Угольников приложил руку и к созданию "Брестской крепости" (продюссер), и к "Подольским курсантам" (режиссер), хочется верить, что свою личную, семейную историю - его дед пошел в ополчение и погиб - он снимет не менее трогательно и пронзительно. Удивительно, но помимо "Живых и мертвых" (и, конечно, озеровской эпопеи) тема ополчения упорно обходилась отечественными режиссерами, как будто это было какое-то табу. Хотите малолетних урок? Пожалуйста. Уголовников-рецедивистов, кующих победу вместе с опальными офицерами и прочими "политическими"? Да сколько угодно. Маньяков-особистов, которые страшнее любых зверей из СС? Наслаждайтесь! А вот про народное ополчение - нельзя. Харам! Надеюсь, Игорю Угольникову удастся разорвать этот порочный круг и создать настоящий кинопамятник, или, если хотите, кинореквием по тем москвичам, которые в 1941-м году вступили в 16 дивизий народного ополчения, созданных с единственной целью - задержать врага до подхода резервов. Которая была выполнена - ценой жизней вчерашних рабочих, студентов, инженеров, госслужащих, взявших в руки винтовки...
Автор: Алексей Зернаков
Иллюстрации: Из открытых источников