Инженеры Массачусетского технологического института говорят, что если бы он был построен, проект моста в трансконтинентальном городе был бы жизнеспособным.
В 1502 году османский султан Баязид II попытался заказать проект моста через Золотой Рог, соединяющего средневековый Стамбул и Галату.
Художник и изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи изложил свою позицию по контракту в письме, отправленном императору.
Теперь, более 500 лет спустя, инженеры Массачусетского технологического института (MIT) проверили конструкции великого итальянца и пришли к выводу, что конструкция должна быть надежной.
Аспирантка Карли Баст, студентка Мишель Се и профессор архитектуры Джон Оксендорф опубликовали результаты своего исследования в октябре.
Команда приняла во внимание материалы, которые были доступны и использовались в то время, методы строительства и геологические условия на Золотом Роге. Мост да Винчи устоял бы без строительных растворов и крепёжных элементов внутри камней, поддерживающих его.
В обычных длинных мостах того периода по всей длине конструкции использовались полукруглые арки и опоры для сохранения ее структурной целостности. Однако итальянец предложил единую арку, перекрывающую водный путь, которая возвышалась бы на 43 метра над уровнем моря и имела бы длину 240 метров. Технические характеристики позволяли лодкам с легкостью проходить под мостом.
Чтобы предотвратить обрушение моста, Да Винчи стремился установить параболические опоры с обеих сторон конструкции.
Что вдохновляло Да Винчи
Профессор физики Бюлент Аталай, автор книги «Математика и Мона Лиза: искусство и наука Леонардо да Винчи», рассказал TRT World об идее итальянского художника для знаменитой османской столицы.
После вторжения французских войск в Милан в 1499 году да Винчи бежал из Милана со своим помощником Франческо Мельци и другом-математиком Лукой Паччоли. В конце концов трио обосновалось в Венеции, где они вступили в контакт с османскими турецкими купцами.
Купцы сообщили итальянцу, что османский султан Баязид II ищет инженера, который мог бы построить мост через Халич, турецкое название Золотого Рога.
По их совету да Винчи отправил письмо османскому монарху, в котором изложил свои замыслы. Копия переписки была обнаружена в архивах дворца Топкапы в 1952 году. Однако османские официальные лица ошибочно приписали записку «Рикардо Генуэзскому».
«Он начинает свое письмо обычным рефреном, а затем разъясняет, что хочет приехать в Стамбул», — рассказывает Аталай.
«В своих заметках он всегда писал по-итальянски справа налево («зеркальным шрифтом»), а в этом случае он действительно написал письмо по-турецки «арабским стилем» справа налево, — сказал Аталай.
«Я, ваш верный слуга, понимаю, что вы намеревались построить мост из Галаты (Перы) в Стамбул… через Золотой Рог, но этого не было сделано, потому что не было специалистов. Я, ваш субъект, определил, как строить мост. Это будет каменный мост высотой со здание, и под ним смогут проходить даже высокие корабли», — говорится в письме .
Но на этом амбиции итальянца не закончились, так как он также предложил построить еще один мост, соединяющий Европу и Азию, через пролив Босфор.
«Я планирую построить висячий мост через Босфор, чтобы люди могли путешествовать между Европой и Азией. Силой Божьей, я надеюсь, вы поверите моим словам. Я всегда буду в вашем распоряжении и буду звонить вам в любое время», — добавляет он, подписывая письмо «Архитектор/инженер Леонардо да Винчи».
В то время идеи были революционными, так как мостов через Золотой Рог и Босфор не существовало. Первые подвесные мосты будут построены только через 400 лет после письма, в 20 веке.
Другие идеи, высказанные Да Винчи, в том числе мельница, работающая от ветра, которая использовала трюмный насос для удаления воды.
«Я тоже рисую», — добавил Да Винчи, по словам Аталая.
Однако, несмотря на его явный энтузиазм, османы не наняли великого художника, и на сотни лет письмо было утеряно.
Почему не было ответа, остается загадкой.
«В начале 20 века эскиз моста появляется в одной из тетрадей Леонардо в королевской библиотеке во Франции», — добавил Аталай.
Реплика этого моста была построена в 2001 году художником Вебьерном Сандом в норвежском городе Ас.
Тот был лишь уменьшенной версией, в три раза меньше, чем тот, что был в Халиче.
Тем не менее, норвежская структура дает представление о том, что могло бы стать еще одним великолепным архитектурным шедевром Стамбула.