Шутка ли, но я сталкивался с искренним непониманием, когда говорил, что играю фугу. И правда: со стороны человека, не связанного даже любительскими узами с миром академической музыки, словосочетание "играть фугу" может звучать как акт приготовления пищи для рыбного дня (среда и пятница по православному календарю, являющиеся постными). Но с самого начала этого непонимания человек уже погряз в ошибках фонетических.
Поэтому сегодня поговорим, почему фуга — не про рыбу или бесспорно великолепное блюдо, но про одну из высших музыкальных полифонических форм. Но и про рыбку ещё упомяну :)
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Ошибка в произношении
Для начала разберемся в произношении.
Фугу (с буквой У в конце) — блюдо японской кухни из некоторых видов ядовитых рыб семейства иглобрюхих, которых чаще называют рыба фугу. Они содержат в себе яд тетродотоксин, который смертелен для человека. В Японии фугу считается деликатесом и пользуется большой популярностью.
А вот Фуга (А в конце) — музыкальная форма, вершина полифонической музыки.
Теперь можно окончательно закончить с рыбкой и поговорить про музыку.
Фуга как раздел чего-то большего — полифонии
Для начала предлагаю разобраться в том, чем вообще является форма фуги и куда она входит.
Есть у нас-музыкантов целый раздел (и, по совместительству, целая дисциплина в средних и высших учебных заведениях) под страшным названием ПОЛИФОНИЯ. Переводится сей термин с латинского (polyphonia) и древнегреческого (πολυφωνία) как "многозвучие", что по сути и является объяснением. Потому как полифония в музыкальном произведении представляет собой переплетение равноправно сосуществующих голосов (эдакая музыкальная демократия).
❗Для справки: против полифонии стоит гомофонно-гармонический музыкальный стиль. Тут всё предельно просто: мелодия + аккомпанемент. Поэтому данный стиль проще для восприятия широкой аудитории: чем следить за кучей некоторым количеством независимых голосов, проще слушать и воспринимать, например, вокал (как мелодию) и ударные с электрогитарой (аккомпанемент). В той же современной музыке его намного больше, чем полифонии, но в разных его вариациях:
- Читка + бит (всё, что касается репа)
- Вокал + оркестровый фон, тот же бит, фортепианный аккомпанемент, бэнд и пр.
- Пьеса для солирующего инструмента + аккомпанемент оркестра или фортепиано, реже - другого инструмента.
Полифония — не только про музыку
Вообще, термин полифонии применим ко многим видам искусства. В живописи — сочетание двух и более тем, образов одновременно, переплетение мотивов, смыслов.
В литературе — способ повествования, который включает в себя разнообразие одновременных точек зрения.
Даже в кино полифония — не редкость. Про неё так говорил великий режиссёр Андрей Тарковский: "Я не верю в многослойность в кино. Полифония в кино рождается не в многослойности, а в чередовании и накоплении благодаря (кадр №n = к.№ 1+к. № 2+…к.№n) последовательному обогащению. И не только в этом. Многозначность образа — в качестве самого образа."
Но вернёмся к музыке
В академической музыке эпох средневековья, возрождения и барокко полифонические произведения делились на два стиля написания:
- строгий стиль (больше характерен для средневековья и ренессанса);
- свободный стиль (поздний ренессанс, барокко и далее).
Каждый стиль подразумевал соблюдение ряда определённых, свойственных стилям, правил. Чтобы не превращать статью в неумелый трактат, скажу просто. Есть в музыке такая штука, которая называется "диссонанс". Это резкое, неблагозвучное сочетание нескольких звуков, взятых одновременно. Так вот: в "строгом стиле" любой отход от правил употребления этих диссонансов как бы показывал непрофессионализм композитора, а вот в "свободном письме" эти правила хоть и продолжали действовать, но применялись не без исключений и свободы.
Примерами композиторов строгого стиля могут послужить представители франко-фламандской школы: Жоскен Депре, Йоханнес Окегем, Якоб Обрехт, Гийом Дюфаи, , Орландо ди Лассо.
Для примера добавлю Жоскена Депре. Послушайте и насладитесь строгим стилем.
А вот в свободном письме крупнейшими представителями стали И. С. Бах и Г. Ф. Гендель.
_____________________________________________________________________________
Кстати, про всех этих товарищей я уже писал в цикле, посвящённом истории музыки. Читайте:
_____________________________________________________________________________
Основные жанры полифонии следующие:
- Мотет (многоголосное вокальное или вокально инструментальное произведение. Жанр западной христианской церковной и светской музыки. Известен с конца XII века);
- Органум (наиболее ранняя форма европейской многоголосной музыки);
- Качча (музыкально-поэтичсекая форма XIV-XV веков. Рисует сцены охоты, рыбалки, ярмарки. Типична звукоизобразительность — лай собак, пение кукушки, выкрики торговцев);
- Месса (служба в латинском обряде Римско-католической церкви. Соответствует православной литургии. Стала жанром церковной полифонической музыки на ординарные молитвословные тексты. Пик развития многоголосной мессы приходится на XV-XVII века);
- Мадригал (музыкально-поэтическое произведение, обычно лирического содержания. Небольшое);
- Ричеркар (жанр многоголосной инструментальной музыки, расцветший конце эпохи Возрождения и продолжавший существовать в XVII столетии);
- Инвенция (небольшая пьеса полифонического склада, написанная в различных видах полифонической техники);
- Фуга, о которой мы сейчас детально поговорим.
Наконец-то про фугу! Или гайд как забабахать свою
Форма фуги — сложнейшая полифоническая техника. Состоит она из трёх разделов: экспозиции, развивающего раздела (разработки) и заключительного раздела.
Но прежде, чем я постараюсь объяснить, что вообще есть эти разделы, надо понять технический состав фуги.
- Есть тема — основа формы, основная мелодия, которая будет использоваться в первозданном и трансформированном виде много раз.
- Ответ — та же тема, но в другой тональности (для знатоков — в доминанте, реже — в субдоминанте).
- Есть ещё противосложение — устойчивая музыкальная единица, звучащая там, где нет темы или ответа.
- Свободный контрапункт — если очень грубо, нотки, которые просто дописали в пустующем голосе, куда не пристроить ни тему, ни ответ, ни противосложение.
- Интермедия — связующий раздел фуги, в котором ни в одном голосе нет тем и ответов.
- Стретта — момент, в котором несколько тем и ответов, вступающих с наслоением друг на друга.
- Кодетта — маленькая связка, необходимая для соблюдения тонального плана.
В экспозиции излагаются все голоса (темы и ответы к ним). Голосов бывает от 2 до 5. Бывает и больше, но тут композитор должен быть истинным психом мастером. Вся экспозиция строится по принципу чередования этих тем и ответов. Там, где нет тем, звучат противосложения либо свободные контрапункты.
Вдруг ты писал-писал свои темы, увлекся и оказался не в той тональности? А правила говорят, что надо именно в ту, нужную. Что делать? Использовать кодетту!
Итак, вот изложил все голоса — скажем, три. Что дальше? Дальше повозимся в интермедии. Тут можно и поимпровизировать чуть-чуть (в рамках разумного, конечно, правила никто не отменял). Возьмем мотив темы... или что-то новенькое... сделаем секвенцию (это повторяющийся ритмический и звуковысотный рисунок от разных нот, следующий "звеньями" друг за другом) и придём в развивающий раздел.
Он также зовётся "свободной частью фуги", ибо прямо чётких норм тут нет — свобода творчества. Начинается с проведения темы в новой тональности. Темы коверкаются как хочется: можно увеличить её (написать более крупными длительностями), обратить (зеркально переписать) или сделать ракоход (переписать с конца). Можно даже всё перечисленное совместить — и ничего тебе не будет. Только сделай это мастерски! А ещё погуляй по разным тональностям. Свобода всё-таки.
Потом снова нужно сделать интермедию.
А потом — заключительный раздел. Он обычно начинается с темы в главной тональности (иногда используется и доминанта, и субдоминанта). С размером лучше быть аккуратным — всё-таки к концу походим, больше экспозиции не стоит.
А если мыслей много, а изложения не хватило — допиши коду —последнее повторение темы.
И вуаля — у вас есть фуга, вы гениальны!
А теперь после такого мозгового штурма предлагаю отдохнуть со знанием дела и послушать великого Иоганна Себастьяна Баха:
После такого гайда вы точно сможете отличить фугу от НЕфуги. Расскажите ваши впечатления! Пишите о них в комментариях!
____________________________________________________________________________________
Смотрите также:
____________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊