— Я тебе один умный вещь скажу, но ты только не обижайся...
Стоит мне услышать эту фразу, я сразу улыбаюсь, и перед моими глазами возникает лицо одного из самых обаятельных актеров СССР Фрунзика Мкртчяна. Сегодня ему исполнилось бы 92 года.
Я всегда удивлялась, как это он умудряется так смешно играть своих героев, при этом сохраняя неизменно грустный взгляд.
И это замечала не только я.
Поклонники называли этот взгляд лирической грустью и восторгались тем, как он ее играет. Вот только играть Фрунзику не приходилось. Эта грусть была с ним многие годы.
Жизнь актера сопровождала трагедия, пережить которую он так и не смог.
Несмотря на свою сомнительную внешность, огромный, даже по армянским меркам нос, Фрунзик Мкртчян легко покорял женщин. Он виртуозно включал Дон Жуана, говорил витиеватый комплимент, и женщины таяли.
Первую любовь актера звали до невозможности романтично — Джульетта. Ее отец, как и в шекспировской трагедии был против этих отношений. Какой-то тощий мальчишка, начинающий артист, не пара его дочери. Мкртчян получил отказ.
Покинул родной Ленинакан, в Ереване, в сердцах, чтобы насолить возлюбленной и ее отцу, Фрунзик моментально женился на однокурснице. Скороспелый брак распался через год.
Вскоре Фрунзик снялся в своем первом фильме и получил приглашение в Ереванский драматический театр.
И встретил ее. Любовь и трагедию всей своей жизни.
Итак, она звалась Донара.
Девушка смотрела на уже известного артиста без малейшего интереса. Еще ни одна знакомая Фрунзику девушка, такого себе не позволяла.
То она мило улыбалась, а то обдавала ледяным взглядом и не хотела даже разговаривать. Женщина-загадка. Так думал влюбленный Фрунзик.
Но загадки никакой не было. Было психическое расстройство, о котором никто тогда не знал. Друзья предостерегали Фрунзика: мол, посмотри, что у нее за характер, намучаешься. С такой же жить, как на вулкане. Но на глазах Фрунзика словно шоры были.
Они поженились. Вскоре родилась дочка. Казалось все идет хорошо, живи да радуйся.
Но однажды у Донары появилась навязчивая мысль о том, что муж ей изменяет. И началось.
Скандалы с киданием вещей и битьем посуды стали нормой. Поводы были нелепыми. Муж задержался на полчаса или с улыбнулся соседке, поздоровавшись с ней.
Поначалу Фрунзик из всего делал шутку. Со смехом рассказывал друзьям, что жена не пустила его домой и он ночевал на коврике. Но вскоре ситуация перестала быть смешной.
Сам Гайдай по просьбе Мкртчяна взял Донару на небольшую роль в "Кавказскую пленницу", чтобы они были вместе на съемочной площадке.
Именно ее мы видим в роли тети главной героини( студентки, комсомолки и просто красавицы Ниночки) и жены предприимчивого Джабраила.
Брат актера режиссёр Альберт Мкртчян, рассказывал:
Донара устраивала ему страшные истерики прямо в театре. Фрунзик не мог даже поздороваться с другой женщиной — сразу ревность. Дома била посуду, лезла драться, кричала… Поведение становилось неадекватным. Брат надеялся, что рождение второго ребенка её успокоит. Но стало ещё хуже…
Поведение Донары все больше и больше выходило за пределы приличия. Друзья посоветовали показать ее психиатру. Диагноз ошеломил всех. Шизофрения, причем прогрессирующая. Вдобавок к этому Донора была беременной.
А это палка о двух концах. Гормональные изменения в организме женщины могли как улучшить ее состояние, так и наоборот. Случилось худшее.
После рождения сына состояние Донары становилось хуже буквально на глазах. В конце концов она стала опасной для окружающих и ее поместили в стационар.
В отчаянии Фрунзик показал супругу французским специалистам, но те лишь подтвердили вердикт советских коллег: Донора для общества полностью потеряна. Она живет в собственном мире. И близких уже не узнает никогда.
Фрунзик остался один с двумя детьми на руках. Дочери Нуне было уже 12 лет, но Вазген был совсем маленький. Одинокому отцу помогали и сестры, и мама, и вся родня. Кто чем мог. Сидели с детьми, налаживали быт, готовили еду. Полностью вели хозяйство, когда Фрунзик был на гастролях.
Сам Фрунзик старался быть с детьми как можно чаще и баловал их, привозил подарки. Всеми силами старался любить их за двоих. Казалось, жизнь потихоньку налаживается и радость возвращается в их дом. Но однажды Фрунзик заметил у сына знакомые симптомы.
Врачи подтвердили диагноз: шизофрения. И Фрунзик не выдержал. Он начал было топить свою боль в вине. Но всеми силами старался справиться с этим. Он говорил себе: Это не конец. У меня есть дочь, да и за сына еще можно побороться!
Фрунзик стал много сниматься. Его лучшие роли случились именно в этот период. "Мимино", "Суета сует", "Крупный выигрыш", "Приключения Али бабы и сорока разбойников".
А алкоголь не отпускал актера. Фрунзик часто срывался даже на съемках.
Но он не сдается и даже пытается наладить личную жизнь. Мкртчян женится еще раз. Его избранницей стала Тамара Оганесян, моложе именитого артиста на целых 25 лет.
Дочь актера Нуне не простит отцу "предательства" матери. Девушка считала, что он должен хранить ей верность до конца. И не стесняясь высказывала это отцу.
Тамара не выдержит этого напряжения, и через 6 лет она уйдет от Фрунзика. Расстанутся они мирно. Мкртчян, не смотря на горячую армянскую кровь был мягким и интеллигентным человеком.
Шли годы, а в Армению терзала война. Тяжелое было время: сын все больше утопал в безумии, а дочь жила своей жизнью, редко передавая отцу весточки из Аргентины, куда она уехала вслед за мужем.
29 декабря 1993 г Фрунзик Мкртчян ушел навсегда. Смерть стала для него избавлением от мучительно трудной жизни.
Проводить актера в последний путь 31 декабря, несмотря на праздничный день, собрался весь Ереван, тысячи людей шли за гробом артиста, а скорбели о нем не только в Армении, но и во всем бывшем СССР.
Его брат скажет так:
Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шёл к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе.
А через 5 лет не стало и его дочери Нуне. Ее забрала онкология.
Через 10 бренный мир покинул сын Вазген. Он умер от цирроза.
И лишь Донара все еще жила, не узнавая никого и не зная о судьбе близких. Она сидела в своей палате и изо дня в день смотрела в одну точку.
В 2011 г не стало и ее.
В 2006 году в Армении появится почтовая марка посвященная Фрунзику Мкртчяну. Солнцу советского кинематографа. Так звали его друзья - Мгер, что значит солнце по-армянски.