В этой статье собрала для вас спектакли, которые можно отнести к разным направлениям искусства: авангард, модерн, постмодерн, сюрреализм. В любом случае вы будете знать, что вас ждет нечто необычное, выходящее за рамки русского психологического театра.
Конечно, это далеко не все спектакли петербургских театров этих направлений. Но пишу я только о тех спектаклях, которые видела своими глазами. Итак, смотрите и удивляйтесь:
«Игрок» (Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова)
«Непонятный балаган, какофония, прыжки, беготня», - так отзываются об этом спектакле те, кто шли на Достоевского. Для остальных же он «живой, легкий, неповторимый». Режиссер Р.Мархолиа создает на сцене китч, панк и кабаре в одном флаконе по мотивам Достоевского.
Вы окажетесь в кислотно-клубной атмосфере, густо снабженной разными аттракционами: вокалом, танцами, цирковыми номерами, кино, живым ди-джеем, видео, следящей камерой. Музыкальное сопровождение - музыка Rammstein и французские мелодии.
От цирка и эпатажа спектакль приводит нас к миру механизмов и цифр, к миру человека-автомата и зарождающегося фашизма. Условную «бабушку» играет Светлана Крючкова, и это во многом спасает спектакль. Ярко, громко, спорно. Но посмотреть стоит, если не боитесь всего вышеперечисленного.
«Анна Каренина» (театр Балтийский дом)
В аннотации к этому спектаклю написано:
«Один из культовых персонажей мировой литературы получает новую интерпретацию в спектакле известного артиста и режиссера Александра Галибина. Его Каренина – женщина без прошлого и без будущего. Женщина, которая разрушает. Мистический персонаж, демоническая героиня, которая сталкивается с тем, что не знает себя и своих желаний…Это не история любви. Не история измены. Это – трагедия: древнегреческая, общечеловеческая».
Сценарист Е.Гремина и режиссер А.Галибин воссоздают на сцене всю звуковую палитру книги Толстого: хор голосов в голове Анны, скрежет железа по стеклу, лавина осыпающихся камней, звук приближающего поезда, топот ног преследующей толпы. Вы знаете, я не выдержала всего этого. Первый раз в жизни ушла со спектакля в антракте. Все это скрежетание, вой, грохот создает такую невыносимую жуткую атмосферу, что мой порог восприятия оказался ниже).
А картинка спектакля - минималистичная, графичная и довольно стильная. В общем, если вы соберетесь на этот спектакль, то знаете, что на всякий случай можно взять беруши.
«Маленькие трагедии» (театр Русская антреприза имени А. Миронова)
Ну а на этом спектакле вас будут не оглушать, а ослеплять. Режиссер В. Фурман много внимания уделил работе со светом на сцене и вне ее, иногда мощные прожекторы направляют прямо в лицо зрителям, видимо, чтобы создать эффект «озарения». Действие пушкинских трагедий перенесено в наши дни (на сцене – менеджеры, офисный планктон) и в будущее.
Атмосфера спектакля - апокалипсис и постапокалипсис, антиутопия и гротеск. Есть очень удачные фрагменты, особенно с участием Алексея Морозова. Из четырех историй: "Каменный гость", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" и "Пир во время чумы" понравились две – о скупом рыцаре и о Моцарте. Образ Сальери и посыл этой трагедии даже затронули, глубина смогла проглянуть сквозь поиски формы и оригинальности.
«Город, Женитьба, Гоголь» (театр имени Ленсовета)
Один из спектаклей Ю.Бутусова. Режиссер раздвигает границы гоголевской «Женитьбы», пытается заняться петербурговедением. В спектакле звучат тексты из романа Ф.М.Достоевского "Идиот" и романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин", стихотворения М.И.Цветаевой, а также частушки и народные песни. Таинственный и мистический Петербург – один из героев спектакля. В ход идет все – советские песни о Ленинграде, ряженый Петр, который соблазняет вас фотографированием, решетки металлических кроватей вместо решеток петербургских скверов и садов.
Много музыки и тайных режиссерских ассоциаций (если вы любознательны, то будете еще несколько дней ломать над ними голову, если нет – плюнете на сны режиссера), много классной актерской игры и немного Гоголя. Интересный опыт, но без вдохновения.
Все эти спектакли, конечно, достойны посещения и просмотра. Но когда ты знаешь, чего ждать, все эти поиски и эксперименты не могут выбить тебя из седла, не испортят твой театральный вечер.
Все мои статьи о спектаклях в петербургских театрах можно прочитать по хэштегу #книжнаяаптека_театр
И если едете в Петербург и собираетесь в театр – с радостью помогу подобрать подходящий вам спектакль, посоветую хорошие места. Обращайтесь.
#петербург #театр #театры петербурга #русская классика #театральная жизнь
- Благодарю за ваши лайки, они развивают канал и придают автору уверенности!
- Приглашаю подписаться, чтобы не пропустить новое интересное о литературе, книгах и театре.
- Заходите, приглашаю общаться.