Найти в Дзене
Sto.Let.Nazad

«Монополия на книжном рынке России должна быть разрушена». Об «Эксмо», «АСТ» и т.д. из империи Олега Новикова

Скрин эфира от 29 июня 2022. А.С. Ефимов, В.А. Левенталь
Скрин эфира от 29 июня 2022. А.С. Ефимов, В.А. Левенталь

Доминирование «Эксмо», «АСТ» и связанных с ними производственных, торговых мощностей на книжном рынке России – не новость. Этот факт никогда не был для меня предметом размышлений. Просто фон. Общие сведения об окружающем мире. И совсем недавно на очередном круглом столе, в этот раз посвящённом проблематике самореализации молодых или просто новых российских писателей, разговор у нас вдруг зашёл об империи Олега Новикова (владелец «Эксмо-АСТ», магазины «Читай-город» и прочее), и оказалось, что монополия на книжном рынке – горячая проблема, активно обсуждаемая в издательских, писательских кругах.

[Подпишитесь на мой канал, впереди ещё много интересных заметок]

Основным спикером по этой теме стал Вадим Левенталь, писатель-прозаик, редактор издательства «Лимбус Пресс».

– Как бы у нас ни становилось с этим хуже и хуже все последние годы, последние лет 15, тем не менее до конца эти возможности [самореализации писателей: издание книги, распространение и проч.] не исчезают. И в принципе мой издательский опыт и то, что я вижу вокруг себя, говорит о том, что талантливая рукопись всегда издателя найдёт. <…> [НО !]. Закончу своё выступление, как древний римлянин – «Карфаген должен быть разрушен!». Пока «Карфаген» не будет разрушен, ничего у нас не будет. Наш «Карфаген» – это наша издательская и книготорговая монополия, которая душит на корню все начинания молодых авторов и не только молодых.

– А можете назвать эту монополию? – спрашиваю я. – Чтобы у нас как-то звучали всё-таки конкретные вещи.

– Ну это монополия Новикова [Олег Евгеньевич], в которую входит и «Эксмо», и «АСТ», и с недавних пор «Азбука», это и типографские мощности, и торговые сети, и распространение. Все всё это знают. Книжный рынок на всех его уровнях от типографии до книжного магазина – на 80% принадлежит одной корпорации. И как и любая монополия, она пользуется своим монопольным положением. На всех уровнях. Если вы думаете, что автор, даже известный, в самой известной редакции, издающей художественную прозу в рамках издательства «АСТ» в Москве, допустим, получает большой аванс за свою новую книгу, это не так, ребята. Это всё равно гонорар, за который можно, ну допустим, пару раз сводить жену в ресторан, не более того. И это известный автор с новым романом. И кроме того, мы все помним, сколько было разных возможностей, ещё 15 лет назад. Можно было публиковаться в «Азбуке», можно было в «Амфоре», в других издательствах, редакции воевали за авторов, была конкуренция. Сегодня эта конкуренция практически перестала существовать. Она сдулась. Я уж не говорю о том, что в регионах практически не осталось издательств. Есть издательство «Рубеж» во Владивостоке, но очевидно, что конкурировать с монополистом ему максимально трудно <…> Поэтому Карфаген должен быть разрушен, без этого ничего не будет.

Остальное смотрите в видеозаписи: