История попытки создания сверхбыстрой модификации среднего танка Medium Mark A “Whippet”
Оказавшись немного отодвинутым от разработки новых модификация тяжёлых танков типа Марк фирма William Foster & Co и её генеральный конструктор предложили военным "скоростной" или "кавалерийский" танк, который должен был вводится в прорыв линии обороны вместе с кавалерией. Итогом работы стала серия в 200 машин нового типа танков - Medium Mark A “Whippet”. Сохранив от классических танков типа "ромб" трансмиссию без подвески танк был оснащен двумя двигателями Тейлор, выдававшими 90 л.с. на двоих, и мог передвигаться со скоростью 12,9 км/час. Как говорили военные, "Уиппет" был первым танком, который мог самостоятельно вернуться назад. Тем не менее подвижность и маневренность танка не устраивали и во Франции полковник Филип Джонсон (Colonel Philip Johnson) построил "турбированный" образец танка "Уиппет".
Medium Mark A “Whippet” - Johnson’s Whippet/Средний танк тип А "Уиппет" модернизированный Джонсоном
Страна: Великобритания
Производитель: William Foster & Co
Год выпуска: 1918
Кол-во выпущенных: 1
Боевая масса: 14,25 тн
Экипаж: 3 чел
Размеры: 6040х2620х2730 мм
Бронирование: 13-14 мм
Вооружение: 4 × 7,7-мм Hotchkiss M1909
Двигатель: Rolls Royce Eagle VIII (V12), 300 л.с.
Преодолеваемый ров: 259 мм
Полковник Джонсон был неофициальным главой центральных танковых мастерских Танкового корпуса во Франции и хорошо знал все недостатки британских танков, по большому счёту только с поломками и недостатками он и имел дело, в том числе и танков Уиппет. Звездный час Джонсона начнётся немного позже, когда станет мегапопулярной его тросовая подвеска и тросовая система гусениц, которую попробуют поставить даже на Марк V. А в 1918-м году Филип Джонсон всего лишь попробовал ускорить серийный "Уиппет". Скорость танка лимитировалась безрессорной подвеской, трансмиссией и мощностью двигателя. Для начала Джонсон основательно переделал ходовую.
Главным изменением была трансформация неподрессоренного танка в машину с подвеской. Первоначальный вариант, у которого по каждому борту 12 опорных катков были без амортизации установлены в гусеничных корпусах, причем центральные шесть по каждому борту устанавливались с роликовыми подшипниками Skefco, был модифицирован путем подрессоривания этих катков на пружинных амортизаторах. Основательно были переделаны гусеничные корпуса. Джонсон использовал снятый авиационный V-образный двенадцатицилиндровый Rolls Royce Eagle VIII мощностью 300 л.с. Для согласования трансмиссии и двигателя на танк была установлена планетарная трансмиссия от Mk.V, спроектированная конкурентом Триттона - Уолтером Уилсоном. В итоге радикально увеличился моторный отсек, была поднята верхняя ветвь гусеницы, нижняя ветвь была сделана существенно более плоской. Задняя часть гусеничного хода вместе с трансмиссией Вилсона судя по всему была полностью взята от Марк V.
Модификации подвергся танк с серийным номером А214, который был поврежден в ходе боев в Брее. Сначала у него модернизировали подвеску, а затем взамен вышедшей из строя спарки двигателей, после того, как простая установка пружинной подвески не дала результата, установили сверхмощный двигатель. Считается, что благодаря новой пружинной подвеске и существенно более мощному двигателю максимальная скорость станка увеличилась в три раза до 30 миль в час (48 км/ч). Джонсон тем не менее остался недоволен проектом. Можно предположить, что отвратительно себя вели гусеничные ленты, не рассчитанные на такие скорости, согласование высокооборотистого авиационного двигателя с танковой низкоскоростной трансмиссией наверняка было не на высоте, да и форма гусеничного обвода не обеспечивала комфортного движения.
Можно предположить, что все опыты Джонсона над Уиппетом с авиационным двигателем и пружинной подвеской ограничились "забегами" по прямой, так как практически не один конструктивный элемент танка - двигатель, трансмиссия, гусеницы и их подвеска не был согласован друг с другом. Триттон и Уиллсон устроили между собой гонку с преследованием создавая новые средние танки Medium Mark C и Medium Mark B, у которых была возвращена ромбовидная форма корпуса, и которые стали явным шагом назад по сравнению с "Уиппетом". Сам же Филип Джонсон едва не стал главным специалистом по средним танкам разработав новую систему гусеничного хода и подвески и "продав" военным свой Medium Mark D, на который в 1919-м году возлагались особые надежды.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
https://t.me/technomonuments или Я ВКонтакте: vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О других британских танках периода Первой мировой войны можно почитать здесь:
Быстрые британские танки. Часть 1. Triton Chaser. Prototype "Whippet".
Быстрые британские танки. Часть 2. Triton Chaser. Prototype "Whippet" c казематом
Быстрые британские танки. Часть 3. Medium Mark A “Whippet”. 1917. Серийная "борзая"
Танки Mark I - Mark IV
- Lincoln No.1 Machine. 1915 Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
- Lincoln No.1 Machine. 1915 Путь к танку. Часть 4. Lincoln No.1 Machine ака Little Willie. 1915. После модернизации, но ещё не танк.
- H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915 Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков
- Mark I. 1916 Путь танка. Часть 1. Mark I. Первый "ромб" на поле боя
- Mark II. 1916-1917 Путь танка. Часть 2. Mark II. "Ромб" не для боя бросили в атаку в Аррасе
- Mark IV. 1917 Путь танка. Часть 4. Mark IV. Герой битвы при Камбре
- Mark IX "The Pig" Путь танка. Часть 6. Mark IX "The Pig". Полноценный гусеничный БТР
- Dragon Mk I. 1922. Путь Роллс-Ройса. Часть 16. Dragon Mk I. 1922. Дракон в броне или Rolls-Royce AC на гусеницах. Импровизированные танки RAF.
- Nellie I/Cultivator No. 6. Траншеекопатель Nellie I/Cultivator No. 6. Последний "ромб" - самый большой и самый тяжёлый
Источники:
David Fletcher. Osprey - New Vanguard 207 - Medium Mark A Whippet.
Семен Федосеев. Все танки Первой мировой. Самая Полная Энциклопедия.
http://www.landships.info/landships/tank_articles/whippet.html
https://tanks-encyclopedia.com/ww1/gb/British_medium_Mark-A_whippet.php
https://tankmuseum.org/tank-nuts/tank-collection/whippet
https://warspot.ru/7044-amerikanskiy-naslednik-angliyskogo-tankostroeniya