Раньше блюзы были короткими, веселыми песнями. Как у Джимми Рида. Или Джонсона. А потом что-то щелкнуло и они превратились в длинные, интеллектуально замороченные полотна посвященные – даже если и вовсе без слов – самокопанию, самопознанию и, в ряде случаев – саморазрушению. Это случилось, когда блюз попал в загребущие руки белого человека. Но не каждого. Пол Баттерфилд, парень, выросший в Чикаго и не только ходивший в местные черные клубы, но и игравший в них, зарубил в 1965 году пластинку на которой записал блюз так, как делал мало кто из белых – разве что The Rolling Stones и Animals в Англии. Собрав мощнейшую группу с ритм-секцией прямо с Чесс-Рекордс, где парни играли с Хаулином Вулфом, с двумя блестящими гитаристами – Майком Блумфилдом и Элвином Бишопом, Марком Нафталином на клавишах, со своей гармошкой, Блумфилд показал, что белые люди вполне в состоянии сыграть блюз так, как это делали черные. Именно – сыграть. Born In Chicago, Shake Your Money-Maker, Blues With A Feeling и все остальные песни с этого альбома звучат так же открыто, мощно и лаконично – хоть и с виртуозными инструментальными вставками, как сыграли бы их самые лучшие чикагские черные группы. Но – сыграли. А не спели. Прекрасный музыкант, харпер, виртуоз гармошки, Баттерфилд в голосе, все-таки, не Мик Джаггер и блюзовые интонации у него довольно формальны и очень «белые». И если первый альбом был почти вполне «черным», то следующий – East-West уже откровенно «черно-белым». Что совершенно не делает его хуже. Ведь аутентичность в блюзе – не самоцель. Если человек (в данном случае – Блумфилд) увлекается индийской музыкой и европейской классикой – кто может запретить ему играть блюз, используя полученные знания? Да никто. Великолепное, классическое блюзовое соло Блумфилда в Thank You Mr. Poobah с первого альбома не противоречит его свободной игре в Work Song на East-West. Этот альбом вполне моно назвать экспериментальным. По крайней мере, две композиции – семиминутная Work Song и занявшая почти половину второй стороны пластинки заглавная - East-West. Work Song начинается с классических блюзовых фраз гармошки Баттерфилда и – включается гитара Блумфилда, который играет в блюзовой структуре свободную импровизацию уходя в другие ключи, взлетая вверх с упоительно длинным и чистым вибрато, играя в октаву и передавая инициативу гармошке Блумфилда. А ритм-секция, начав с классического блюза, все отчетливее уходит в джаз. Это становится особенно явным, когда начинается соло на органе Марка Нафталина. Зато после Марка врубается Элвин Бишоп – наконец-то – он мало где солирует в групее, один из чрезвычайно уважаемых гитаристов, его жесткий, резкий, узнаваемый звук трудно спутать с кем -либо. Бишоп играет блюз, но очень по-рокерски, зло, агрессивно, вырубая каждую ноту из гранитной глыбы. Его сменяет Блумфилд со своей быстрой и нежной гитарой, потом начинается общий джем – Блумфилд-Бишоп-Нафталин – и все разностилевые музыканты сливаются в одном, классическом блюзе. Это замечательные восемь минут. East-West – крадущийся ритм, словно ищущее что-то соло Бишопа – поиск, желание найти форму и остаться в ней – включается гармошка, в таком же поиске. Свободная импровизация гитары с гармошкой – но форма не выкристаллизовывается. Растет напряжение – ну, когда же?! Гармошка взлетает за пределы возможного – и вдруг восточная музыка от Блумфилда. И оказывается, это уже не блюз, а чистая психеделия с не то индийскими, не то арабскими мелодиями. Ну да. Ведь – Восток – Запад… То ли конфликт, то ли диалог. Отчетливые звуки ситара на заднем плане – или это гитара Бишопа? Звучание достигает невероятной мощности – и обрывается, оставляя пространственное, по-прежнему восточное соло гитары. Все стихло, все ушли. Нет, не все – перкуссия, бас, ударные – все уже играют и западный подход к восточной музыке продолжается. Но начало альбома - Walking Blues Роберта Джонсона – с отличной слайд-гитарой утопленной у реверберацию, с подвздохами гармошки и коротким соло Блумфилда – уже на грани блюзовой игры, кажется, что рамки песни становятся тесны для гитариста – хотя – всю жизнь он играл и будет играть блюз. Просто – в своем осмыслении. Песня же – сильно утяжеленный рок-вариант оригинала, куда ближе к белой рок-музыке, чем к веселью черных блюзовых клубов. Такая же тяжелая классическая песня Get Out Of My Life, Woman – облегчает ее только соло фортепиано Нафталина – блюзы здесь куда «белее» , чем на первой пластинке, тяжелее, суровее. IGot A Mind To Give Up Living – замечательные гитарные соло, проникновенность, чувственность, тонкость – это все в гитаре. Спета же песня так, как через десять лет будет петь Эрик Клэптон. То есть, по-европейски грустно. Эй, парень, ты же из Чикаго, откуда все это? Ритм-гитара Бишопа подстегивает, ужесточает, будит – и в следующем номере – All These Blues гармошка и гитары снова отправляют нас в Чикаго. Соло Блумфилда здесь блестяще – коротко, сильно и чисто. После восьми минут Work Song – Mary, Mary – звучащая как будто в пустом зале – с гулким отражением от бетонных стен, агрессивная, с гитарным напором, ядовитым финальным соло, басовым риффом и воплями гармошки. Two Trains Running Мадди Уотерса – один из самых ярких номеров на альбоме – что песня, что исполнение – две гитары, играющие ритм с короткими риффами, яростное блюзовое соло, поезд, сыгранный, как полагается, гармошкой, отмечающий куплеты орган – словно перелистывающий страницы текста, вокал, уходящий в хрип и – уносящийся вдаль поезд. Бишоп поет Never Say No – традиционный медленный блюз под робкое фортепиано Бишопа и такую же трепетную гармошку Баттерфилда. Ударные с басом снова уходят в интимный джаз – и Бишоп, хоть и невеликий вокалист, поет тоже в джазовой манере – настолько, насколько позволяют его возможности. Ну а под конец грандиозный джем East-West. Группа прекрасно выступит на Вудстоке, но ничего лучше, чем первые два альбома больше не запишет, увы.