Если, совершенно случайно, Вы окажетесь в Париже до 4 сентября 2022 года, то посещать выставку ювелирного искусства от компании Chaumet я не рекомендую. Потому что сегодня туда поведу Вас я. Думаю, Вы найдете, куда потратить сэкономленные 10 евро.
Шутки в сторону, компания серьезная, куратор выставки - ботаник Марк Джинсон. Он - ботанический директор сада Мажорель в Марракеше, когда-то этот дом и сад создавал для себя Ив Сен Лоран. В нем он прожил около 30 лет. Но это так, к слову. Хотя сад - чудесный и необычный. Достоин отдельной статьи.
Выбор куратора выставки - совершенно не случаен. Это выставка не только ювелирных шедевров, но и всех форм искусства, в которых главное действующее лицо - мир флоры, иногда - фауны.
Это и сад, и ювелирные украшения в виде цветов, колосьев, веточек, и картины, скульптуры, текстиль, мебель и фотографии. 80 ювелирных шедевров, и не только от дома Chaumet великолепно представлены здесь. Не нужно быть ботаником, что бы в представленных формах искусства узнавать виды и сорта растений, радуясь мастерству и правдоподобию увиденного. Почти 400 произведений искусства представлены на выставке, охватывающие сотни лет искусства и науки. Организатор выставки - более чем достойная французская компания.
Несколько слов о Chaumet. В конце 18 века Мари-Этьен Нито, сначала подмастерье, а затем мастер-ювелир у Анж-Жозефа Обера, ювелира Марии-Антуанетты, основал свой собственный Дом, который позже получил имя Chaumet. Большую роль в развитии французского ювелирного дома сыграл Наполеон. Пристрастие Наполеона к драгоценностям было чаще всего политическим, а не эстетическим. Он тогда очень хотел сделать Францию центром дизайна роскоши и моды. Выполнив заказ на коронационный меч Наполеона и папскую тиару для Папы Пия VII, Мари-Этьен Нито стал ювелиром императорского двора и личным ювелиром императрицы Жозефины. Он также стал самым востребованным ювелиром во всей Европе.
Нито называл себя «ювелиром-натуралистом». Его любовь к растениям повлияла на его работу в качестве официального придворного ювелира. Неудивительно, что он прекрасно ладил с женой Наполеона Жозефиной, которая была императрицей, коллекционирующей, помимо украшения, еще и тропические растения. Ее часто на портретах изображали среди цветов и книг по ботанике. Вот, как на этой картине, ее рука на книге с изображениями растений:
В 1812 году ювелирный дом наследовал его сын Франсуа-Рено, который перенес мастерские в центр Парижа. Здесь же на одной из главных площадей Парижа, на Вандомской, открыт был и ювелирный магазин компании. Одним глазком заглянем в него. Не уверен, что надо показывать. Но покажу.
Очень впечатлительных читателей можно попросить дальше не читать. Ведь далее нас ждут просто невероятно красивые украшения.
Ювелиры того времени Жан-Батист и Жюль Фоссен, а затем Валентин и Проспер Морель, открыли очень романтическую страницу компании. Этот период был вдохновлен различными стилистическими веяниями прошлого и восхвалением природы, изображенной максимально реалистично в ювелирных украшениях. А вот один из плакатов компании тех времен, полюбуйтесь:
В 20е годы прошлого века этот ювелирный дом прекрасно адаптировался к мальчишескому образу, который предпочитали женщины того времени, быстро подхватив тенденцию к геометрическим формам. А появление платины произвело фурор на ювелирном рынке, изменив моду. Те ювелирные изделия «ревущих двадцатых» характеризовались резкими контрастами цветов и материалов, использованием полудрагоценных камней, черного и белого цветов, а также экзотическими мотивами. Это была мода на длинные ожерелья и графичные орнаменты:
В 1950-80 годах компания создает множество коллекций и диверсифицирует свой бизнес, создав часовой отдел. В 2011 году была выпущена коллекция Bee My Love, отражающая любимую Chaumet тему природы и любовь ко всему растительному.
Но, кажется я отвлекся. Вернемся к выставке. Вот клеверная брошь императрицы Евгении, датированная 1853 годом, которая появляется рядом с прекрасным образцом гербария Жан-Жака Руссо, который швейцарский философ сделал для своей подруги Мадлен Делессер. Этот гербарий раньше не показывался публике.
А вот и изумрудно-бриллиантовая тиара Лейхтенберга, которую можно превратить в брошь и различные украшения для волос, и которая была разобрана для демонстрации на выставке:
На выставке представлены невероятно красивое колье и изящный гребешок из лесного ореха, вырезанный из светлого рога Рене Лаликом в 1900 году:
Чтобы понять правдоподобие этого гребня, вырезанного из светлого рога, нам нужно вернуться в детство Рене Лалика и его долгие прогулки по равнинам Шампани, окаймленным лесами, кишащими целыми мирами птиц и насекомых. Он окинул их всех своим пронзительным взглядом… Эмоции, охватившие Вас при взгляде на это украшение, обусловлены виртуозной работой полированного, гравированного и прожилкового рога – и особенно настоящих лесных орехов, завернутых в сусальное золото с их мятым видом. Для меня этот шедевр — идеальное свидетельство гения Рене Лалика:
Посмотрите на эту драматическая брошь из аквамарина и эмали с морским чудовищем работы Жоржа Фуке того же периода:
А вот и замысловатая и ботанически точная брошь в виде листьев папоротника 1878 года Фредерика Бушерона с кропотливо изготовленными колючими листьями. Это украшение впервые экспонируется во Франции.
Много экспонатов, посвященных колоскам. Это и диадемы, и броши, и вышивки золотыми нитями:
А вот невероятно красивая тиара. Наверное, самая красивая у Chaumet. Букетики гвоздик устремляются вверх из венка цветочных бутонов. Нежные и тонкие листья гнутся, как при легком ветерке. Благодаря специальным микропружинкам цветы оживают при малейшем движении, поэтому кажутся живыми. Вам тоже захотелось это проверить?
Честно говоря, когда писал статью у меня безумно билось сердце и кружилась голова от прикосновения к прекрасному. Вот такая получилась выставка. Невероятно красиво, согласитесь!
Надеюсь, что Вам понравилась эта статья. Спасибо, что читаете мой блог. Впереди еще много интересных публикаций. Ставьте лайк, пишите комментарии, подписывайтесь. Это мотивирует писать лучше). С лучшими пожеланиями, Ваш Алекс Маком!