Найти в Дзене
Плёнки и винил

Редкое интервью советского писателя, которое заставляет задуматься спустя 30 лет

Недавно довелось оказаться в развалинах деревенской школы. В комнате, которая раньше была библиотекой, весь пол был усеян книгами: о Ленине, героях войн, подвигах. Среди них оказался журнал 1991 года «Ступени. Вожатый» (тираж 125 тысяч, но кто его реально читал?). А внутри – интервью с писателем Григорием Остером («Вредные советы», сценарии мультфильмов «38 попугаев», «Котёнок по имени Гав»). Не заметил, как прочитал его от начала и до конца, потому что вдруг прозвучало оно современно и полемично. Оно о детях и войне. Приведу самые острые выдержки из него. И интересно будет узнать ваше мнение о сказанном писателем. Когда я в одной из своих статей написал, что едва ли не все советские дети мечтают о войне, на меня обрушился поток возмущённых писем. Конечно, если спросить: «Ребята, хотите, чтобы была война?» – они скажут: «Нет». Но это потому, что наши дети тонко чувствуют, где, когда и что надо отвечать. Чему-чему, а этому мы с вами их превосходно обучили. Детские книги, фильмы о вой

Недавно довелось оказаться в развалинах деревенской школы. В комнате, которая раньше была библиотекой, весь пол был усеян книгами: о Ленине, героях войн, подвигах.

Среди них оказался журнал 1991 года «Ступени. Вожатый» (тираж 125 тысяч, но кто его реально читал?). А внутри – интервью с писателем Григорием Остером («Вредные советы», сценарии мультфильмов «38 попугаев», «Котёнок по имени Гав»). Не заметил, как прочитал его от начала и до конца, потому что вдруг прозвучало оно современно и полемично. Оно о детях и войне. Приведу самые острые выдержки из него.

И интересно будет узнать ваше мнение о сказанном писателем.

Когда я в одной из своих статей написал, что едва ли не все советские дети мечтают о войне, на меня обрушился поток возмущённых писем. Конечно, если спросить: «Ребята, хотите, чтобы была война?» – они скажут: «Нет». Но это потому, что наши дети тонко чувствуют, где, когда и что надо отвечать. Чему-чему, а этому мы с вами их превосходно обучили.

Детские книги, фильмы о войне у нас лживые. «Наши» рано или поздно непременно победят. Герой если и погибнет, то эффектно. Обязательный набор – «ура», атака, подвиг, бегство трусливого врага.

-2

Но подвиг всегда означал мощное героическое усилие, совершаемое для того, чтобы подвигнуть. А усилию совсем необязательно быть агрессивным. Не в свойствах родного языка причина того, что любой ребёнок, когда попросишь привести примеры подвига, ничего, кроме батальных эпизодов из книг и фильмов, в своей памяти не обнаруживает.

Да, во всём мире дети играют в войну. Но, во-первых, вне их игр остаётся государство. А во-вторых, этим традициям у нас отныне нет достаточных идеологических противовесов. Она продолжает насаждаться тогда, когда практически во всём цивилизованном мире люди поняли, что это мерзко.

Существует большая мировая литература, прославляющая воина. Но настоящая литература, начиная с Гомера, не скрывает и неприглядное лицо войны – её мерзость, ужас.

В русских летописях оплакиваются и русские, и татарские воины. А когда восхищаются победителем, возносят его на пьедестал – вот это ошибка. Я убеждён: историю войн надо раскрывать перед ребёнком не как историю чьих-то побед и поражений, а как историю поражений всего человечества.

Из учебников мы знаем, как у Антанты отняли её солдат. Речь о 1919-20 годах, когда французские моряки в Одессе отказались воевать. Воевать только потому, что заставляют. Мы этим восхищаемся. И не зря. С одной стороны, нечестно не выполнить приказ, нарушить воинскую присягу. Но парадокс вот в чём: если один говорит: «Не пойду!» – это считается преступлением. А когда всё поколение говорит: «Мы не пойдём!», и вся страна отказывается посылать своих сыновей на смерть, – тогда это уже следует признать преступлением тех, кто гонит людей на поле боя.

Читаем неопубликованное письмо Сергея Довлатова о том, за что ему нравился Хемингуэй
Плёнки и винил14 апреля 2022

А чем занялись мы?.. Стали рассказывать только о том, как прекрасно воевать. Разумеется, при этом говорим, что воспитываем не нападающего, а защитника. Но ребёнок этого не разделяет.

-3

Исходя из того, что когда-то, может быть, придётся драться, превращать молодого человека в кулачного бойца недопустимо. Потому что так мы и будем провоцировать на силовые выходы из ситуаций!

Он от рождения напитывается информацией, которая внушает, война – это хорошо, на войне легче всего самоутвердиться. Сызмальства у мальчишки, да и у девчонки тоже, накрепко связываются понятия «сильный», «мужественный», «отважный» – и «военный».

Христос сказал: тому, кто соблазнит малых сих, лучше бы не рождаться. Так вот, в моих глазах те, кто учит с нежного возраста быть солдатами, соблазняют малых сих. Извлекают наружу худшее, что есть в каждом человеке...

Если мы будем растить детей просто здоровыми, просто грамотными, просто сильными – это и составит «разумную достаточность» для воспитания гражданина, способного выполнять действительно священный долг защиты Родины. Втаскивание детей в солдатский строй многого современной армии не добавит. Воспитывая защитника Родины, мы основной целью должны ставить человека, ощущающего себя частью человечества. Иначе – новые афганистаны.

-4

Мы живём пока так же, как древние племена, по тому же принципу: племя важнее, чем отдельный человек. Наша великая, могучая Родина – всё, отдельный человек – ничто. Но это же нелепость. Из кого великая и могучая состоит, как не из всех нас? И остальные наши ошибки – от принижения личности.

Самое страшное, что под юнармейскими знамёнами складывается и жестокий вояка, и ущербный гражданин. Бездумный исполнитель руководящей воли. Человек, удобный для тоталитарной системы.

Чтобы приобщить человека к дурному, нужны огромные старания. В нашей стране они прилагались достаточно долго и упорно. Опрокинули с ног на голову экономику, насилием пропитали политику, запустили гигантскую пропагандистско-идеологическую машину...