Найти тему
BlackTyres

Дрифт, Формула, ралли: как автогонки повлияли на нашу жизнь

Оглавление

Автогонки — не только один из самых зрелищных и дорогих видов спорта, но и мощный двигатель прогресса. Например, те шины, на которых ездят наши автомобили сейчас, возможно не были бы такими качественными и безопасными, если б шинные бренды не участвовали в автогонках. С начала 20 века многие производители шин являются официальными поставщиками соревнований по автоспорту.

Высокие требования организаторов заездов заставляют бренды проводить масштабную работу, искать решения, которые позволят создавать самые быстрые, безопасные, экономичные шины. Огромный плюс такого взаимодействия производителей с гонками в том, что новые технологии внедряются в дальнейшем в производство дорожных шин, которые можно использовать в обычной жизни.

В нашей статье пройдемся по самым знаменитым гонкам, разберемся, какие машины там участвуют и посмотрим, какие шинные бренды официально поставляют колеса на эти заезды.

А в конце статьи просим ответить на неожиданный вопрос :)

Предыстория

Раз уж мы подняли тему гонок, дадим краткую справку, откуда вообще берет начало этот вид спорта.

Первые гонки на автомобилях учредил Пьер Жиффар, издатель парижской газеты «Le Petit Lournal».

Пьер Жиффар - издатель парижской газеты
Пьер Жиффар - издатель парижской газеты

Старт назначили на 22 июля 1894 года. Соревнования проходили по трассе от Парижа до Руана длиной в 126 км. Главный приз в 5000 франков должен был достаться тому экипажу, который продемонстрирует лучшее сочетание безопасности, экономичности и удобства управления.

24 часа Ле-Мана

24 часа Ле-Мана (фр. 24 Heures du Mans, англ. 24H LeMan) — гонка спортивных автомобилей на выносливость, ежегодно проводимая недалеко от города Ле-Ман, Франция. Организатор — автомобильный клуб Де л'Уэст (ACO). Одна из самых старых гонок на выносливость: в 2023 году этому мероприятию исполняется 90 лет.

Гонки на выносливость 24H LeMan
Гонки на выносливость 24H LeMan

В гонке 24 часа Ле-Мана выигрывает автомобиль, преодолевший наибольшее расстояние за 24 часа. Скорость, которую могут развивать автомобили на этой трассе — до 405 км/ч. Участником гонки важно сбалансировать скорость на трассе со способностью автомобилей выдержать нагрузки в течение 24 часов без поломок.

Гонка проводится на автодроме де ла Сарт, состоящем из закрытых дорог общего пользования и выделенных участков гоночной трассы. Это событие представляет собой один из этапов Тройной короны автоспорта, а другими соревнованиями являются Индианаполис 500 и Гран-при Монако.

Официальный поставщик шин — Michelin

Бренд Michelin и 24 часа Ле-Мана имеют общую история с давних пор. 25 раз подряд с 1998 до 2022 года команды Мишлен побеждали на соревнованиях.

За время участия в гонках Michelin постоянно внедряли инновации, чтобы создать шины, которые смогут работать от первого до последнего круга, обеспечивая при этом безупречное сцепление и отличные эксплуатационные характеристики.

Участие в авто- и мотогонках стимулирует вводить в производство шин новые решения. Генеральный директор Michelin Group, Флоран Менего, отметил по этому поводу:

«Автоспорт — отличная лаборатория для разработки наших экологически чистых технологий, которые окажут влияние на все наши шины завтрашнего дня. Испытания «24 часа Ле-Мана», вероятно, являются одной из крупнейших лабораторий для тестирования наших новых решений в экстремальных условиях и ускорения их разработки».

Большим достижением Michelin на последних соревнованиях 24 часа Ле-Мана в начале июня 2022 года стала новая гоночная шина, изготовленная на 53% из экологически чистых материалов — биосырья, возобновляемых или переработанных материалов, таких как натуральный каучук, апельсиновая корка и подсолнечное масло. В долгосрочной перспективе Мишлен планируют выпускать на шины с экологически чистым составом на 100% к 2050 году.

Extreme E

Extreme E — это международная серия гонок по бездорожью под управлением FIA — Международной автомобильной ассоциации. В гонке используются электрические внедорожники. Соревнования проводятся в тропических лесах, пустынях, ледяной Арктике, на высокогорных и океанских островах.

Гонки на электромобилях Extreme E
Гонки на электромобилях Extreme E

Место проведения выбирается в том числе с целью исследовать состояние живой природы и изменение климата в этом регионе. Так что гонки носят еще и экологический характер. Extreme E сотрудничает, например, с Фондом Ба'а — организацией, которая занимается сохранением исчезающих видов черепах и их естественной среды обитания вдоль побережья Красного моря.

Первый сезон начался с Desert X-Prix в Саудовской Аравии в апреле 2021 года.

Электрические внедорожники ODYSSEY 21, на которых соревнуются участники, разработаны фирмой Spark Racing Technology и могут разогнаться до 100 км/ч за 4,5 секунды по бездорожью.

Официальный поставщик шин — Continental

Немецкий шинный бренд создал ультрапроизводительную шину, соответствующую всем требований эко-гонок. Шины подходят не только для экстремальных условий, но и отвечает особенностям электрических внедорожников Extreme E.

Колеса Continental для ODYSSEY 21, основанные на серии Continental CrossContact, справляются с самыми сложными условиями — от палящей жары до пронизывающего холода, от песка до обледенелой поверхности.

Каждая шина оснащена новейшей цифровой системой контроля шин Continental ContiConnect для безопасности автомобиля и водителя. Система измеряет и анализирует давление, температуру в шинах в режиме реального времени, передавая эту информацию водителю в кабину пилота.

Шина Continental ContiConnect summer edition дополнена красочным принтом, который создает 3D-эффект и напоминает текстуру кожи ящерицы. Новый кремнеземный материал шины изготовлен из рисовой шелухи, каркас — на 100% состоит из переработанных ПЭТ-бутылок.

NASCAR

NASCAR (National Association of Stock Car Auto Racing) – гонки Национальной ассоциации автогонок на серийных автомобилях и американская компания, управляющая соревнованиями. Учреждена Биллом Франсом-старшим в 1947—1948 годах в США.

Автогонки NASCAR
Автогонки NASCAR

Первые серийные автомобили NASCAR были похожи на обычные машины, которые ездили по дорогам США. В гонках участвовали многие производители авто — от Chrysler до Jaguar.

За период существования гонок вид автомобилей-участников сильно менялся. Поначалу не разрешалось вносить существенные изменения во внешний вид машин. Самое главное было иметь серийные кузов и раму. То есть нельзя было менять эти части в дилерском авто.

Автомобили поколения 4 (1991-2006) в истории NASCAR считаются культовыми. Участники стали использовать аэродинамические трубы для работы над улучшением аэродинамики. Изменился кузов: сталь заменили за стекловолокно для уменьшения веса авто. Но внешне авто все еще были похожи на те, что продавались водителям в автосалонах.

Далее было еще несколько поколений машин, среди которых поколение «машин будущего» — «Car of Tomorrow» — известное своей безопасностью и современное поколение 7 — «Next-Gen». Машины «Next-Gen» участвуют в гонках с 2022 года. Теперь машина в NASCAR — своего рода конструктор, который нужно собирать из деталей, заказанных у официальных автомобильных дилеров.

Забавные факты: весь сюжет мультфильмов «Тачки», «Тачки 2» и «Тачки 3» строился вокруг гонок NASCAR времен 1991-2006 года. А в фильме «Пункт назначения 4» большая авария произошла на стадионе во время гонки NASCAR.

Официальный поставщик шин — Goodyear

Первый раз Goodyear участвовала в гонках в 1901 и одержала победу, когда Генри Форд поставил их шины на свой автомобиль, спонсируемый Детройтским клубом вождения.

Более 60 лет Goodyear производит шины для NASCAR и постоянно работает над тем, чтобы вывести производительность и инновации на новый уровень. Для машин поколения «Next-Gen» бренд разработал 18-дюймовую гоночную шину, дебют которой состоится на гонках 2022 года.

Как изготавливают гоночную шину NASCAR

Материалы. В составе резины объединяются десятки различных компонентов.

Ручная работа. На заводе Goodyear вручную изготавливают каждую шину NASCAR в соответствии с точными спецификациями.

Чип. В каждую шину встроен RFID-чип для отслеживания шины на протяжении его жизненного цикла.

Фирменная надпись. Отличительная желтая надпись «Goodyear Eagle» наносится на каждую шину NASCAR.

Участие в гонках для Goodyear — большое поле деятельности и простор для внедрения инноваций. По мнению Стю Гранта, одного из руководителей компании, — «Если вы являетесь компаний в автомобильной промышленности, вы должны участвовать в гонках».

Руководители компании сожалеют, что автомобили NASCAR со временем стали сильно отличаться от потребительского обычного автомобиля. Но их воодушевляет то, что машины поколения «Next-Gen» снова подчеркнули это сходство.

Новая 18-дюймовая шина Eagle Radical Race гораздо больше похожа на городскую, нежели предыдущая 15-дюймовая.
По мнению руководства Goodyear, это значит, что передача технологий компании «на улицу» становится более ощутимой и это еще более оправдывает целесообразность участия бренда в автоспорте.

Формула 1

А теперь о «королевских» гонках — Формуле-1, известных всем, даже людям, далеким от автоспорта.

Формула-1 (Formula 1) — международный гоночный турнир высшего класса для одноместных автомобилей с открытыми колесами. Регулируется Международной автомобильной ассоциацией (FIA). Она-то и устанавливает жесткие требования к автомобилям. Первый сезон гонок стартовал в 1950 году.

Гонки Формула-1
Гонки Формула-1

Слово «формула» в названии обозначает набор правил, которым должны следовать автомобили участников. Сезон Формулы-1 состоит из серии кольцевых гонок, которые называют Гран-при (Grand-Prix). Они проводятся по всему миру на специально оборудованных трассах или на закрытых дорогах общего пользования.

В Формуле-1 соревнуются и отдельные гонщики, и отдельные команды. Пилоты стремятся получить титул чемпиона мира среди гонщиков, а команды сражаются за титул чемпиона среди конструкторов. В русском языке состязание между командами называют «Кубок конструкторов».

Автомобили Формулы-1 считаются самыми быстрыми гоночными машинами в мире. У них очень высокая скорость прохождения поворотов, которая достигается за счет создания большой аэродинамической прижимной силы.

Техника гонщиков должна соответствовать регламенту Формулы-1. Команды-участники гонок используют на соревнованиях гоночные болиды собственного производства. Из-за высокой конкуренции команд в Формуле-1 постоянно появляются оригинальные технические решения. Это ведет к прогрессу гоночных, а потом влияет и на развитие городских автомобилей.

Шины в Формуле-1 имеют огромное значение. Производителям шин приходится здорово потрудиться, чтобы подобрать правильный состав резины, подходящий для трассы, погодных условий и самих автомобилей. Проводится колоссальное количество тестов на свободных заездах.

Гоночные шины отличаются от городских тем, что они не долговечные — рассчитаны не более, чем на 255 км. Их главные свойства — прочность, низкий вес и сцепление с дорогой.

Основные составляющие шин — резина, нейлон и полиэстер. Для изменения жёсткости резины регулируются пропорции добавляемых в неё компонентов: углерода, серы и нефти. Чем мягче резина, тем выше её сцепление с асфальтом, но тем быстрее она изнашивается.

Слики, миксты и дождевые

Основные виды шин для гонок — и не только Формулы-1 — «слики» (slicks), «микст» и «дождевые» (rain).

Слики — абсолютно гладкие шины для сухой трассы, имеют 5 степеней жесткости — от С1 до С5.
Микст — «промежуточные», универсальные — подходят для слегка влажного и сухого покрытия.
Дождевые — для движения по мокрой дороге.

Официальный поставщик шин — Pirelli

С 2011 года единственным поставщиком шин является компания Pirelli.

Основные шины, производимые брендом для кольцевых гонок — слики (slicks) и дождевые (rain).

Требования к размеру передних и задних шин на протяжении истории Формулы-1 менялись. В 2022 году FIA ввела правила на увеличение размер диаметра шины с 13 до 18 дюймов.

10 000 часов испытаний в закрытых помещениях провели сотрудники Pirelli, когда разрабатывали новую 18-дюймовую гоночную шину. Практически все команды тестировали шины на трассах. Роль пилотов была решающей: каждый из них внес свой вклад в разработку на разных этапах и помог Pirelli прийти к окончательным техническим характеристикам благодаря их отзывам.

Новая шина теперь нагревается теперь меньше и медленнее изнашивается. Используемые технологии помогают снизить потребление электроэнергии и повысить экологичность.

Новые 18-дюймовые колеса уже больше похожи на обычные дорожные шины: так Pirelli внедряет технологии Формулы-1 в автомобильную жизнь за пределами гоночной трассы.

WRC

Чемпионат мира по ралли (сокращенно WRC) — глобальное соревнование в автоспортивной дисциплине ралли, принадлежащее и управляемое FIA. Проводят отдельные чемпионаты для пилотов, штурманов, производителей и команд.

В настоящее время серия состоит из 12 раллийных заездов по 3-4 дня, проводимых на различных покрытиях — от гравия и асфальта до снега и льда. Каждое ралли обычно делится на 15-25 спецучастков, которые проходят на время по закрытым дорогам протяженностью до 350 километров.

Чемпионат по ралли (WRC)
Чемпионат по ралли (WRC)

С 2021 года раллийные заезды должны состоять только из одного типа покрытия, за исключением случаев, когда разрешены короткие суперспециальные этапы, которые не требуют изменения настроек автомобиля. В прошлом на некоторых ралли, таких как Сан-Ремо или Ралли Испании, один день проходил на гравии, за которым следовал еще один день на асфальтовой трассе, что требовало существенных изменений в настройке автомобиля.

В плане разработки новых технологий шинного производства, ралли — самое перспективное направление, по нашему мнению. Так как гонки проходят на разных типах покрытий, разработчикам приходится здорово потрудится для безопасностью, сцеплением и скоростными характеристиками гоночных шин.

Официальный поставщик шин — Pirelli

И снова статус «генеральной шины» у Pirelli. Компания Pirelli участвовала в ралли со времен зарождения этой дисциплины в 1970-х годах. Она сотрудничала с самыми престижными брендами и легендарными гонщиками.

Категории шин, которые Pirelli выпускает для ралли:

Для асфальта: P ZERO. Имеют превосходное сцепление с асфальтированной поверхностью.

Для гравийной дороги: SCORPION. Обладают усиленной боковиной и направленным асимметричным рисунком протектора. Обеспечивают стабильность и производительность на разнообразных сложных гравийных трассах WRC.

Для снега: SOTTOZERO. Гарантирует максимальный уровень сцепления на скользких и заснеженных дорогах.

Для льда: SOTTOZERO ICE. За счет направленного асимметричного рисунка и шипов обеспечат устойчивость на обледенелых поверхностях.

Дакар

Ралли Дакар или просто «Дакар», ранее известное как «Ралли Париж–Дакар» — ежегодный ралли-рейд, организуемый спортивной организацией Amaury. С момента основания в 1978 заезды проводились в основном от Парижа, Франция, до Дакара, Сенегал.

Ралли Дакар
Ралли Дакар

Позже из-за угрозы безопасности в Мавритании событие проводилось с 2009 по 2019 в Южной Америке. А с 2020 по настоящее время — проходит в Саудовской Аравии. В ралли могут участвовать и любители, и профессионалы, причем любителей обычно около 80% от всего количества участников.

Дакар — это гонки на выносливость по бездорожью. Местность, по которой предстоит соревноваться участникам, намного сложнее, чем в обычных ралли. Машины, участвующие в заездах, представляют собой мощные внедорожники и мотоциклы, а не модифицированные гоночные авто. Ландшафт, который ждет участников Дакара — дюны, грязь, верблюжья трава, скалы. Расстояния каждого пройденного этапа варьируются от коротких отрезков пути до 800-900 километров в день.

Официальный поставщик шин — BF Goodrich

Из истории: в 1903 год первый автомобиль, пересекший Соединенные Штаты, был оснащен шинами BFGoodrich. Бренд создал категорию шин all-terrain (АТ) для езды по бездорожью.

Компания BFGoodrich активно участвует в соревнованиях по бездорожью в США с 1973 года и побеждала в более, чем в 200 чемпионатах такого типа. С 2002 года BFGoodrich выигрывала каждый Дакар, в котором участвовала, и на сегодняшний день ее рекорд составляет 18 абсолютных побед. Как официальный поставщик, BFGoodrich устанавливает и снимает по маршруту 2500 шин.

В состязании, запланированном на январь 2023 года, шины BFGoodrich ждут множество испытаний в стиле Дакар — от пыльных, каменистых, выжженных солнцем трасс до песка, проливного дождя и грязи. Такое разнообразие ландшафтов идеально подходит для стимулирования инноваций в разработке шин.

Шины BFGoodrich признаны ведущими спортсменами за их долговечность, надежность и универсальность. Такие свойства колес дают любителям бездорожья возможность пройти сложнейший и увлекательный путь к победе и удовлетворить свою страсть к экстриму.

За годы участия в гонках по бездорожью компания BFGoodrich столкнулась со многими трудностями, которые преподали важные уроки о работе и безопасности шин.

Выводы, сделанные после соревнований побуждали разработчиков продолжать совершенствовать выносливость колес бренда. Как говорят представители компании — в их лабораториях проходят одни из самых сложных соревнований в мире.

Необязательно быть участником ралли Дакар, чтобы попробовать шины BFGoodrich. Бренд производит шины для любителей экстремальной езды по пересеченной местности, например, BFGoodrich All-Terrain T/A KO2 или колеса повышенной проходимости BFGoodrich Mud-Terrain T/A КМ3.

D1GP

D1 — это соревнование по дрифту родом из Японии. А D1GP расшифровывается как «Гран-при D1» (D1 Grand prix). В ней участвуют серийные гоночные автомобили. В рамках соревнований проводятся одиночные и парные заезды.

Дрифт — движение автомобиля со скольжением заднего колеса или четырех колес. Зрелищность дрифта — в мастерстве прохождения поворотов в заносе.

Соревнования по дрифту D1GP
Соревнования по дрифту D1GP

В 1999 и 2000 годах соревнования по дрифту на официальном уровне впервые провел Дайдзиро Инада, основатель журнала Option и Токийского автосалона, и легенда дрифтинга Кэйити Цутия. Далее состязания преобразовались в регулярные гонки. Серии гонок распространились от США до Соединенного Королевства и от Малайзии до Новой Зеландии.

Официальный поставщик шин — TOYO Tires

С 2007 года команда Toyo Tires Drift участвует в D1 Grand Prix Series в лице легендарного Масато Кавабаты и его не менее талантливого напарника Хидеюки Фудзино. Они выступают на супермощных болидах Toyota GR86.

Для заездов используются шины Toyo серии Proxes. Они имеют высокие характеристики сцепления на сухом покрытии и отличные показатели контроля тяги. Крупные блоки протектора, свойства резины модели Proxes R888 Drift, разработанной для соревнований по дрифту, направлены на безупречное прохождение поворотов.

Для передней оси участники заездов чаще всего выбирают гладкие слики или полуслики, а для задней могут использоваться жесткие шины, которые будут иметь плохое сцепление, легко срываться в занос и долго стираться. Выбор зависит от предпочтений пилота и мощности авто.

Примечательно, что кроме сцепления и износостойкости для дрифта судьями оценивается количество дыма, который идет из-под колес во время заноса.

Кстати, в России тоже проводятся соревнования по дрифту — Russian Drift Series. Гонки стартовали с 2010 года.

Напишите в комментариях, кто собирал в детстве вкладыши от «Turbo» с гоночными машинами?

Ставьте лайк, если было полезно, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше — интересней!

Удачи на дорогах!

-10