Театр на Юго-Западе:
Война, мир и немного любви.
Заканчивается важный юбилейный сезон в Театре на Юго-Западе. В этот театральный год вложено особенно много сил, воплощено большое количество смелых и интересных замыслов. И, конечно, не обошлось без ярких премьер на Большой сцене.
Осенью художественный руководитель и режиссер театра Олег Леушин выпустил ироничный пацифистский спектакль «Ромул Великий» по пьесе известного швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта.
Ближе к концу года молодой режиссер Максим Лакомкин обратился к творчеству австралийского писателя Маркуса Зусака и инсценировал его самый известный роман «Книжный вор».
Искусство – материя провидческая. Оба постановщика говорили в своих работах о многом и глубоком, но так уж случилось, что в нынешнее непростое время громче всего прозвучали два важнейших смысла: пацифистский в «Ромуле Великом» и антинацистский в «Книжном воришке».
Фридрих Дюрренматт писал свою сатирическую, призывающую к миру пьесу, в первый послевоенный год, пытаясь ответить самому себе на вопрос: что грядет на новом цивилизационном витке – господство «варваров»-коммунистов или дальнейшее процветание уходящей натуры Старого Света? На сегодняшний день подобный вопрос внезапно снова стал краеугольным и решается буквально на глазах у всего мира. Так уж получается, что за ответом на него можно поспешить в московский Театр на Юго-Западе.
Закат Римской империи. У ее последнего правителя Ромула Августула (Олег Леушин) уже давно не осталось никаких иллюзий. Он точно знает, что империя в руинах и приход на его земли завоевателей-германцев под предводительством страшного и безжалостного воина Одоакра (Антон Багиров) – дело недалекого будущего. Цезарь показательно ничего не делает для спасения прогнившего государства, посвящая свое время нелепому занятию куроводством. Ромул не внимает призывам к действию клики продажных министров и семьи – истерично-патриотично настроенной жены Юлии (Карина Дымонт) и впитавшей с молоком матери любовь к родине, дочки Реи (Ксения Ефремова). Вожжи правления отпущены. Страну моментально наполняют дельцы самого разного толка: антиквар Аполлион (Артур Хачатрян), предприниматель Цезарь Рупф (Денис Шалаев).
Единственные, кого искренне хочет спасти император – дочь и ее жениха, сурового воина-патриция Эмилиана (Денис Нагретдинов/Алексей Матошин). Спасти не удается никого. Германцы входят в Рим. Ромул, потерявший самых близких, дошедший до точки невозврата, уже ничего не боится. Он готов смиренно отдать власть и жизнь в руки завоевателя Одоакра. Интригующе-неожиданный поворот событий буквально сокрушает весь предыдущий сюжет. Облегчая напряжение ожидания катастрофы, история сворачивает в философию и размышления на тему бренности живого, своевременности желаемого, мудрости опыта. В этот момент два автора – драматург и постановщик – начинают играть по правилам своей современности. Предписанный Дюрренматтом идеальный способ достижения «мира во всем мире», оказывается категорией иллюзорной, и Олег Леушин находит маленький штрих, который делает спектакль ответом на все вопросы сегодняшнего дня, а может быть, и вечности.
Захватывающий сюжет – это еще не все. Медитативная красота постановки по-настоящему завораживает зрителей. Музыка, фантастическая хореография, конструктивно выстроенный свет – все знаменитые составляющие настоящего «юго-западного» спектакля поддерживаются уникальными по выразительности исполнения мизансценами с пластическим обыгрыванием римских скульптурных композиций.
Настроение-«конфетти», которое создает спектакль Олега Леушина, разбивается о тревожную правду «Книжного воришки» Максима Лакомкина. На спектакль режиссеравдохновил роман австралийца Маркуса Зусака – сына выходцев из Австрии. В детстве писатель не раз слышал рассказы старших родственников об ужасах нацизма и преследовании евреев в фашистской Германии. В двадцать четыре года автор опубликовал своего «Книжного вора» – роман о том, как можно остаться человеком в мире зла и несправедливости.
Этот мир в спектакле режиссера Максима Лакомкина показан шатким, хрупким и темным. В нем проживает семья бедняков Хуберманов – Ганса (Сергей Бородинов) и Розы (Карина Дымонт). В их небогатый, но по-своему уютный дом на улице Небесной под Мюнхеном попадает сирота Лизель (Ольга Авилова/ Алина Лакомкина). Девочка еще не до конца понимает, что случилось с ее родителями – жертвами фашистских репрессий. Ее детскому сердцу приходится принять новых папу и маму. Она не боится истошных криков прачки Розы и благодарно принимает такие важные для нее уроки чтения от папы Ганса. Лизель безошибочно угадывает главное – это семья, любящая и дарящая любовь. Однажды на пороге дома Хуберманов появляется еврейский юноша Макс (Егор Кучкаров) – сын приятеля Ганса еще со времен Первой мировой. Семья прячет его в подвале дома, несмотря на опасность. Даже маленькая Лизель крепко хранит этот секрет, хотя ей так хочется крикнуть на весь мир: «У меня в подвале живет еврей!». Детство так любит тайны! Вместе со своим другом Руди (Вадим Соколов) Лизель познает радости ребяческих игр, не остановимых обуявшим мир безумием, в то время, как приемные родители пытаются укрыть в своих объятиях всех ребят, попавших под их кров. Они точно знают, как может выглядеть Смерть (Андрей Санников), сужающая круги вокруг их теплого дома.
Графичный, четкий, практично обживающий незамысловатую, но невероятно иллюстративную сценографию с превосходной черно-белой анимацией спектакль проникает в сердце и разум. Он начинает свое собственное существование, независимо от создателя. Сегодня на первый план снова невольно вышли шипящие слова – фашизм, нацизм, ставшие отправной точкой рассказа об обитателях Небесной улицы. Режиссер же прежде всего хотел говорить о мире, но не в глобальном понимании этого слова, а о потребности просто жить: пить чай, смотреть на звезды, читать книги. За элементарную, ничуть не сложную возможность обыденного, тихого счастья человечеству приходится все чаще платить страшной ценой, хотя, казалось бы, для такого существования даже не нужно прикладывать больших усилий.
В такой нехитрой мысли пересекаются два новых спектакля Театра на Юго-Западе – как просто быть счастливым и как невозможно. Ответа на это противоречие люди не нашли до сих пор.
Афиша театра https://teatr-uz.ru/afisha