Нейропсихологи используют множество методик для развития детской памяти. Некоторые из них помогают создать ассоциации с текстом, другие — усвоить его с помощью аудио-, визуальных или тактильных упражнений. Но главный принцип тут один: информация перестает быть просто буквами из учебника, обрастает образами и как бы оживает.
Эффективное чтение
Учителя и родители, которые хотят помочь детям быстрее запомнить текст, обычно пользуются методами эффективного чтения. Это вид чтения, который основан на понимании текста. Увидев незнакомое слово, школьник должен обратиться за помощью к педагогу или посмотреть в словарь. Когда у ребенка не останется вопросов к тексту, он сможет его выучить, потому что понимание ведет к способности работать с новой информацией: анализировать ее и запоминать. Поэтому, если вам важно, чтобы ребенок надолго запомнил новую информацию, убедитесь, что он ее понимает от начала до конца.
Метод Цицерона
Метод Цицерона — это техника запоминания текста, связанная с древнеримским оратором, который был знаменит своей памятью. Есть версия, что секрет Цицерона был в том, что он связывал места в комнате с определенными фрагментами своей речи. Например, запоминая предложение, представлял картину у себя над кроватью. Так как он знал эту картину хорошо, предложение запоминалось легче. Этот метод может сработать и со школьниками: нужно просто предложить им ассоциировать фрагменты текста с предметами в классе. Например, первая часть стихотворения может быть связана с доской, вторая — с окном и так далее. Тогда в момент, когда нужно будет пересказать материал, детям надо будет просто мысленно «обойти» уже знакомое помещение — и текст вспомнится.
Речевые ассоциации
Фамилии, иностранные фразы и названия химических элементов сложно запомнить, потому что они непривычно произносятся. Однако многие непонятные слова похожи на уже знакомые нам слова и выражения. Создавая такие ассоциации, ребенок быстрее запомнит информацию. К примеру, ладонь по-английски будет palm. Можно представить, что ладонь похожа на пальмовую ветвь. Тогда слово запомнится быстрее.
Текст на музыку
Некоторым детям проще запомнить текст, если он наложен на музыку. Попробуйте вместе с ребенком придумать простую мелодию или ритм и играть его, пока вы читаете текст. Либо начитайте его на какую-либо известную мелодию — этот способ отлично работает при попытке запомнить стихотворения.
Упражнения для памяти
Все методики, помогающие быстро запомнить текст, хороши в краткосрочной перспективе — они, скорее всего, помогут школьнику выучить новую информацию. Однако если вы хотите, чтобы ребенок всегда быстро справлялся с новым материалом, стоит внедрить в его повседневную жизнь игры и упражнения, связанные с памятью. Можно предложить детям в определенное время дня (скажем, на какой-то перемене) выучить что-то. Игру можно дополнить необычными правилами. Например, один ребенок что-то учит, сидя под партой, а другой — сидя за учительским столом. Непривычная атмосфера лучше запомнится и поможет материалу усвоиться быстрее. А еще для тех, кто учит новую информацию, можно придумать поощрения: держать небольшой мешочек с конфетами в классе и награждать ими детей, которые отлично справляются с новым материалом.