Найти в Дзене
Мел

«Я никогда не выучу!». Почему школьники ничего не могут запомнить и что делать учителю

Оглавление

Нейропсихологи используют множество методик для разви­тия детской па­мяти. Некоторые из них помогают создать ассоциации с текстом, другие — усвоить его с помощью аудио-, визуальных или тактильных упражнений. Но глав­ный принцип тут один: инфор­мация перестает быть просто буквами из учебника, обрастает образами и как бы оживает.

Эффективное чтение

Учителя и родители, которые хотят помочь детям быстрее запомнить текст, обычно пользуются методами эффектив­ного чтения. Это вид чтения, который основан на понимании текста. Увидев незнакомое слово, школьник должен обратиться за помощью к педагогу или посмотреть в словарь. Когда у ребенка не останется вопросов к тексту, он сможет его выучить, потому что понимание ведет к способ­ности работать с новой информацией: анализировать ее и запо­минать. Поэтому, если вам важно, чтобы ребенок надолго запомнил новую инфор­мацию, убедитесь, что он ее понимает от начала до конца.

Метод Цицерона

Метод Цицерона — это техника запо­минания текста, связанная с древне­римским оратором, который был знаме­нит своей памятью. Есть версия, что секрет Цицерона был в том, что он связы­вал места в комнате с опреде­ленными фрагментами своей речи. Например, запоминая предложение, представлял картину у себя над кроватью. Так как он знал эту картину хорошо, предложение запоминалось легче. Этот метод может сработать и со школьниками: нужно просто предло­жить им ассоциировать фрагменты текста с предметами в классе. Например, первая часть стихотворения может быть связана с доской, вторая — с окном и так далее. Тогда в момент, когда нужно будет пересказать материал, детям надо будет просто мысленно «обойти» уже знакомое помещение — и текст вспомнится.

Речевые ассоциации

Фамилии, иностранные фразы и назва­ния химических элементов сложно запомнить, потому что они непривычно произносятся. Однако многие непонят­ные слова похожи на уже знакомые нам слова и выражения. Создавая такие ассоциации, ребенок быстрее запомнит информацию. К примеру, ладонь по-английски будет palm. Можно предста­вить, что ладонь похожа на пальмовую ветвь. Тогда слово запомнится быстрее.

Текст на музыку

Некоторым детям проще запомнить текст, если он наложен на музыку. Попробуйте вместе с ребенком приду­мать простую мелодию или ритм и играть его, пока вы читаете текст. Либо начитайте его на какую-либо известную мелодию — этот способ отлично работает при попытке запомнить стихотворения.

Упражнения для памяти

Все методики, помогающие быстро запомнить текст, хороши в краткосроч­ной перспективе — они, скорее всего, помогут школьнику выучить новую информацию. Однако если вы хотите, чтобы ребенок всегда быстро справлялся с новым материалом, стоит внедрить в его повсед­невную жизнь игры и упраж­нения, связанные с памятью. Можно предложить детям в опреде­ленное время дня (скажем, на какой-то перемене) выучить что-то. Игру можно дополнить необычными правилами. Например, один ребенок что-то учит, сидя под партой, а другой — сидя за учительским столом. Непри­вычная атмосфера лучше запом­нится и поможет материалу усвоиться быстрее. А еще для тех, кто учит новую информацию, можно придумать поощ­рения: держать небольшой мешочек с конфетами в классе и награждать ими детей, которые отлично справляются с новым материалом.