Экономики России и соседних республик всегда были тесно связаны. Например, литовские автобусы КАГ-2 делались по проекту ленинградских инженеров на базе шасси нижегородского автомобиля ГАЗ, и таких производств было множество. После распада СССР стало ясно, что странам СНГ следует сохранять партнерство для экономического роста, но нужны новые формы интеграции. Примерами и катализаторами стали Евразийский союз и Всемирная торговая организация (ВТО). Вступление в последнюю сделалось целью многих стран, а региональная интеграция должна была стать промежуточным этапом.
Новую интеграцию постсоветских стран решили строить на принципах добровольности и равноправия, а целью стало создание развитых инструментов таможенного и экономического контроля. Так впервые возникла идея экономического союза на евразийском пространстве: его создание ознаменовало переход на качественно новый институциональный уровень развития евразийской интеграции. Но в сегодняшнем виде он появился не сразу.
Путь к созданию ЕАЭС
1994 г.: Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил в Москве с предложением о создании на евразийском пространстве перспективного экономически взаимосвязанного Союза.
6 января 1995 г.: Россия и Беларусь заключают Соглашение о создании Таможенного союза и формировании общего рынка, позже к нему присоединяется Казахстан.
28 февраля 1999 г.: учрежден Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
10 октября 2000 г.: те же страны подписывают Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — объединения с элементами надгосударственного экономического регулирования.
2007 г.: подписан Договор о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. Учреждена Комиссия Таможенного союза.
1 января 2010 г.: начинает работу Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В июле вводится единый Таможенный кодекс для стран-участниц. Начала работу Комиссия Таможенного союза.
18 ноября 2011 г.: подписано решение о создании Евразийской экономической комиссии. Принята Декларация о Евразийской экономической интеграции. Утверждаются и вступают в действие технические регламенты ЕАЭС.
1 июля 2011 г.: завершилось формирование единой таможенной территории. Таможенный союз заработал в полноформатном режиме.
1 января 2012 г.: началось формирование Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, что стало более высокой ступенью интеграции.
1 января 2012 г.: начал функционировать наднациональный судебный орган – Суд ЕврАзЭс.
2 февраля 2012 г.: начала работать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), заменившая Комиссию Таможенного союза.
1 января 2015 г.: вступил в силу Договор о ЕАЭС, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; ведется единая экономическая политика.
2015 г.: присоединение к ЕАЭС Республики Армения и Кыргызской Республики.
2015-2019 гг.: подписаны Соглашения о свободной торговле с Вьетнамом; о зоне свободной торговли с Сингапуром и Сербией; временное соглашение с Ираном, ведущее к созданию зоны свободной торговли.
1 января 2018 г.: вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.
2018-2020 г.: Молдова, Куба и Узбекистан получили статус государств – наблюдателей при ЕАЭС
17 мая 2018 г.: Подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем.
2021 г.: вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС. Утверждены Основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года.
Деятельность
Евразийский экономический союз – это учреждённая Договором о ЕАЭС международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью.
Союз осуществляет свою деятельность исключительно в пределах компетенции, предоставленной государствами Союза, что четко зафиксировано в Договоре о ЕАЭС.
Основными целями Союза являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения; стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.
Компетенции ЕАЭС: трудовая миграция, внешнеторговая политика, техническое и таможенное регулирование, финансовые рынки, взаимная торговля и другие.
Единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза выражается в формировании четырех «свобод».
Свобода движения товаров
- свободное перемещение товаров по территориям государств Союза без применения таможенного декларирования и государственного контроля;
- единое таможенное регулирование;
- единое техническое регулирование;
- единая торговая политика в отношении третьих стран;
- обеспечение равного доступа субъектов хозяйствования стран ЕАЭС к государственным закупкам и др.
Свобода движения услуг
- без ограничений, изъятий и дополнительных требований;
- без дополнительного создания юридического лица;
- на основании разрешения, полученного поставщиком услуг на территории своего государства и др.
Свобода движения трудовых ресурсов
- свободное перемещение трудящихся по территориям государств Союза, создание благоприятного правового климата для трудовой миграции.
Свобода движения капитала
- создание условий для свободного движения финансовых услуг и капитала внутри ЕАЭС;
- формирование инфраструктуры для обеспечения большей доступности финансовых услуг;
- взаимное признание лицензий в банковском и страховом секторах, а также в секторе услуг на рынке ценных бумаг и др.
ЕЭК — регулирующий орган ЕАЭС
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган. Государства-участники делегировали ЕЭК полномочия в ряде важных сфер экономики.
18 ноября 2011 года президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Декларацию о Евразийской экономической интеграции. Документ определил основные направления взаимодействия стран и детали международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства. На этой основе к 2015 году сформировали Договор о Евразийском экономическом союзе. А с 1 января 2012 года начало действовать Единое экономическое пространство, которое обеспечило свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Интеграция евразийских стран отвечает национальным интересам, способствует решению общих задач по улучшению жизни граждан, устойчивому социально-экономическому развитию, модернизации и развитию стран в рамках глобальной экономики. Важно, что в ЕАЭС страны-участницы руководствуются принципом равной представленности. А наличие ЕЭК, наднационального регулирующего органа, стало важным отличием евразийского интеграционного проекта от аналогичных инициатив.
В 2014 году ЕЭК совместно с Беларусью, Казахстаном и Россией сформировала нормативно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, что и стало фундаментом для создания Евразийского экономического союза. Сейчас в Союзе создан единый рынок товаров более чем для 180 млн потребителей, единые рынки услуг, лекарств, медицинских изделий.
Функционал и устройство ЕЭК
Комиссия обеспечивает функционирование Союза и вырабатывает предложения по развитию интеграции. Главные принципы её деятельности — взаимная выгода, равноправие и учет национальных интересов стран ЕАЭС; экономическая обоснованность решений; открытость, гласность и объективность. Комиссия действует в интересах не одного конкретного государства, а всех государств – членов Союза, как Европейская комиссия в Брюсселе. При этом в ЕАЭС обеспечивается принцип равенства государств-членов, независимо от экономической мощи, территории и численности населения.
Система органов управления Союза построена на коллективной форме принятия решений. Наиболее принципиальные и серьезные вопросы решаются Высшим Евразийским экономическим советом (в него входят президенты государств-членов) и Евразийским межправительственным советом (входят премьер-министры). Также действует Суд ЕАЭС со штаб-квартирой в Минске.
Комиссия управляется Советом ЕЭК и Коллегией ЕЭК. В Совет входит по одному вице-премьеру от каждой стороны, решения принимаются консенсусом. Коллегия состоит из десяти членов, по два от каждой страны-участницы.
Направления деятельности ЕЭК:
- макроэкономика и интеграция,
- промышленность и агропромышленный комплекс,
- техническое регулирование,
- экономика и финансовая политика,
- торговля,
- таможенное сотрудничество,
- энергетика и инфраструктура,
- конкуренция и антимонопольное регулирование,
- внутренние рынки,
- информатизация и информационно-коммуникационные технологии.
В ЕЭК входят 25 департаментов, ведущих нормотворческую работу совместно с экспертами стран ЕАЭС. В Комиссии созданы 23 консультативных комитета по основным направлениям деятельности ЕЭК, их работой руководят профильные министры ЕЭК.
Комиссия поддерживает диалог как между государствами, так и с бизнес-сообществом. Базовыми принципами деятельности ЕЭК являются баланс интересов, эффективность и прозрачность; сосредоточение на экономических, а не политических вопросах. Миссия ЕЭК — представление деятельности ЕАЭС мировому сообществу и вовлечение в интеграцию других заинтересованных стран.
Важнейшие нормативные документы, принятые ЕЭК:
- Основной договор о ЕАЭС;
- Таможенный кодекс Союза,
- Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС,
- Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Союза до 2025 года, Соглашение о пенсионном обеспечении,
- более 50 технических регламентов,
- свыше 12 000 международных стандартов,
- Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и многие другие.
Статус государств-наблюдателей при ЕАЭС получили Республика Куба, Республика Молдова и Республика Узбекистан. Заключены международные соглашения о свободной торговле или торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем, Вьетнамом, Сербией, Сингапуром, Ираном.
Председательство в Коллегии ЕЭК страны передают друг другу каждые четыре года в порядке русского алфавита. В других органах Союза – Высшем Евразийском экономическом совете, Евразийском межправительственном совете и Совете ЕЭК – ротация председателей происходит чаще – ежегодно.
ЕАЭС: в чем выгоды?
Инициативы Евразийской экономической комиссии влияют не только на экономику и торговлю государств – членов ЕАЭС, но и непосредственно на граждан этих стран.
Вот несколько показательных примеров:
- граждане стран — участниц ЕАЭС могут свободно путешествовать по всему Союзу;
- для трудоустройства им не нужно получать разрешение на работу или патент;
- во всех странах Союза признаются документы других стран об образовании;
- медицинскую помощь трудовым мигрантам оказывают в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам страны трудоустройства;
- семья трудящегося может проживать вместе с ним в течение действия трудового или гражданско-правового договора;
- дети трудящихся имеют право на получение образования;
- предусмотрено обязательное страхование жизни и здоровья;
- трудящиеся имеют право на пенсию наравне с гражданами страны трудоустройства.
Есть и косвенные выгоды от работы ЕЭК, которые также ощущают на себе все граждане стран Союза. Комиссия реализует «экономику масштаба»: кооперацию в мировом масштабе, от которой выигрывают отдельные экономики. Это улучшает экономическое благосостояние каждой страны, а значит, каждого из ее граждан.
В следующих статьях мы расскажем, какие выгоды ЕАЭС отстаивает для граждан России и других стран-участниц. Подпишитесь на канал, чтобы больше узнать о своих возможностях для работы и путешествий за рубежом!