Найти в Дзене
Тайные знания Лилит

"Чёт­ко по­слы­шал­ся звук ша­гов, как буд­то кто-то об­хо­дит во­к­руг сто­ла, где мы си­де­ли". Явление духа Клизовского

Александр Клизовский. Источник фото: litmir.me
Александр Клизовский. Источник фото: litmir.me

Продолжение мистической истории Лидии Чхенкели-Каупужи. Начало ЗДЕСЬ.

Тай­ные сход­ки

Все вер­но на­про­ро­чил мне сле­пой пред­ска­за­тель: я са­ма под­ни­ма­ла де­во­чек - ко­г­да муж умер, стар­шей бы­ло де­сять лет, млад­шей во­семь. И по­мо­га­ла ро­ди­те­лям. Как и бы­ло ска­за­но, я за­ра­ба­ты­ва­ла боль­шие день­ги, до се­ми­сот руб­лей в ме­сяц. И дей­ст­ви­тель­но, моя хо­ро­шо оп­ла­чи­ва­е­мая ра­бо­та бы­ла свя­за­на с ис­кус­ст­вом. Ко­г­да-то, еще в Су­ху­ми, ме­ня на­у­чи­ли тех­ни­ке «ба­тик». Ма­с­те­ри­ца, у ко­то­рой я бы­ла в под­ма­с­терь­ях, пе­ре­да­ла мне тон­ко­сти сво­его ре­ме­с­ла. И те­перь я ра­бо­та­ла на ком­би­на­те «Māksla», а вер­нее, ком­би­нат на­чал­ся с мо­ей не­боль­шой ком­на­ты в об­щей квар­ти­ре на рижской ули­це, ко­то­рая то­г­да на­зы­ва­лась Вей­ден­ба­у­ма, а те­перь – Баз­ни­цас, 4. Ту­да мне при­сла­ли че­ты­рех вы­пу­ск­ниц шко­лы при­клад­но­го ис­кус­ст­ва, и там мы де­ла­ли свои пер­вые ра­бо­ты.

И в этой же ком­на­те во вре­ме­на, ко­г­да имя Ре­ри­ха да­же про­из­но­сить бы­ло опа­с­но, у ме­ня со­би­ра­лись те пер­вые ре­ри­хов­цы, что еще в три­д­ца­тые го­ды со­з­да­ли зна­ме­ни­тое об­ще­ст­во. «Вы все­гда дол­ж­ны жить в цен­т­ре», - ска­зал мне то­г­да му­д­рый Але­к­сандр От­то­вич Драв­ни­екс. Он вер­нул­ся из Си­би­ри, где де­вять лет от­си­дел за то, что был по­с­ле­до­ва­те­лем уче­ния Ре­ри­ха. Я спро­си­ла: «По­че­му?» «Вы дол­ж­ны со­би­рать лю­дей», - от­ве­тил он. Его уже нет на све­те, и мне при­шлось мно­го раз ме­нять квар­ти­ры, но я все­гда ос­та­юсь жить в цен­т­ре и по-пре­ж­не­му со­би­раю лю­дей.

Фото из личного архива Лидии.
Фото из личного архива Лидии.

С Драв­ни­е­ком ме­ня по­з­на­ко­ми­ла Ин­гри­да Ка­л­на, ху­до­ж­ни­ца. Она по­я­ви­лась од­на­ж­ды в на­шей ма­с­тер­ской на ком­би­на­те и, ог­ля­дев всех, то ли спро­си­ла, то ли за­я­ви­ла: «Ин­те­ре­с­но, ко­му я здесь ну­ж­на!». Ока­за­лось – еще как ну­ж­на. Мы с ней буд­то на­шли друг дру­га. По­том я бы­ла у нее в гос­тях, и тут при­шел Але­к­сандр От­то­вич. Ко­г­да Ин­гри­да пред­ста­ви­ла ме­ня ему, он ти­хо ска­зал: «Ты да­же еще не зна­ешь, ко­го ты при­ве­ла!»

С тех пор ка­ж­дую суб­бо­ту – ра­бо­чий день, но ко­рот­кий – в пять ча­сов ре­ри­хов­цы, че­ло­век шесть–семь, со­би­ра­лись у ме­ня. Я пе­к­ла пи­ро­ги – и уго­стить, ко­не­ч­но, хо­те­лось, но, глав­ное, все во­к­руг дол­ж­ны бы­ли ду­мать, что у нас за­сто­лье. К сча­стью, мои со­се­ди по об­щей квар­ти­ре бы­ли людь­ми, не лю­бя­щи­ми со­вать нос в чу­жие де­ла. Мы за­си­жи­ва­лись до по­с­лед­не­го трол­лей­бу­са. Рас­ска­зы­вал боль­шей ча­стью Але­к­сандр От­то­вич – па­мять у не­го бы­ла не­обы­к­но­вен­ная и зна­ния об­шир­ные.

Уче­ние Жи­вой Эти­ки за­хва­ти­ло ме­ня. То­г­да я впер­вые ус­лы­ша­ла об Аг­ни-Йо­ге, о за­ко­не кар­мы, о со­вер­шен­ст­во­ва­нии че­ло­ве­че­с­ко­го ду­ха, о един­ст­ве ко­с­мо­са и един­ст­ве жиз­ни.

За­пре­щен­ные кни­ги Ни­ко­лая Кон­стан­ти­но­ви­ча Ре­ри­ха и его же­ны Еле­ны Ива­нов­ны мо­ж­но бы­ло раз­до­быть че­рез на­де­ж­ных бу­ки­ни­стов, прав­да, по ог­ром­ной це­не. Я по­ку­па­ла их, и ни­ч­то не мог­ло ме­ня от­влечь, ко­г­да я их чи­та­ла, по­гру­жа­ясь в но­вый для ме­ня мир: пе­ре­до мной на­чал по­сте­пен­но от­кры­вать­ся ис­тин­ный смысл бы­тия.

«Ка­ж­дое со­т­руд­ни­че­ст­во во имя Све­та сво­им су­ще­ст­во­ва­ни­ем уже про­ти­во­бор­ст­ву­ет тем­но­му ха­о­су», - пи­сал Ре­рих, и я при­ня­ла эти сло­ва как на­пут­ст­вие в вы­бо­ре сво­его пу­ти.

Как-то мы со­бра­лись втро­ем: Дравниекс, Ин­гри­да и я. Де­ло бы­ло ле­том, за ок­ном свет­ло, на сто­ле, как все­гда, го­ре­ла све­ча. Але­к­сандр От­то­вич рас­ска­зы­вал о Кли­зов­ском, ко­то­рый в три­д­ца­тые го­ды был чле­ном пра­в­ле­ния лат­вий­ско­го об­ще­ст­ва Ре­ри­ха. И вдруг мы все яс­но ус­лы­ша­ли звук от­крыв­шей­ся две­ри – но она ос­та­ва­лась за­кры­той. Чет­ко по­слы­шал­ся звук ша­гов, как буд­то кто-то об­хо­дит во­к­руг сто­ла, где мы си­де­ли. Но мы ни­ко­го не ви­де­ли. По­том ша­ги уда­ли­лись и сно­ва звук две­ри, те­перь уже за­хлоп­нув­шей­ся. Мы не­ко­то­рое вре­мя мол­ча­ли, по­ра­женн­ные. По­том Але­к­сандр От­то­вич ска­зал: «Это был он. Кли­зов­ский».

Окончание ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!

Ли­на Дорн (с) "Лилит"