Найти тему
Kinoryba

The Blues Project – Projections (1966)

Все музыканты этой группы из Нью-Йорка хотели одновременно играть блюз, джаз, фолк, рок-н-ролл и психеделию. Все тянули в разные стороны не только коллег, но и самих себя, разрываясь от желания сыграть сразу все и в одной песне. Но, несмотря на это, несколько альбомов, все-таки, было записано. Projections – самый из них показательный, так как здесь еще играет Эл Купер, который после этой записи покинул группу, а следом а за ним и гитарист Стив Кац отправился вместе с коллегой в Blood, Sweat And Tears. Опережающее эхо BS&Tслышно, правда, уже и в этом альбоме, но это лишь эхо. Сама же пластинка столь эклектична, что одно только это делает ее шедевром. А еще – качество игры, энтузиазм и все та же свобода в исполнении и сочинительстве, которую я ценю больше всего и много раз уже об этом упоминал. Хотя – по правде сказать, запись эта очень точная, выверенная и выстроенная – парни старались, очевидно. Часовые джэмы здесь сокращены до 7 – 10 минут – и, мне кажется, напрасно, сила группы как была в этом – в свободной импровизации. Здорово у них получалось – и концертные записи тому свидетельство. Первая я же вещь Эла Купера – I Can’t Keep From Crying - хамский, развязный, драйвовый ритм-энд-блюз с психеделическим, жестким органом, грохочущими ударными и даже в паузах отвечающих голосу гитарами по схеме «вопрос-ответ». В какой-то момент все застывает на одном аккорде – крещендо, все – две гитары, бас, ударные, орган – впиваются в этот аккорд, поднимая его, как Атланты мраморный балкон, чтобы обрушить на слушателе продолжение раскачивающегося быстрого блюза. А следом сразу - Steve’s Song Стива Каца – гитарные переливы с флейтой и перкуссией. Менуэт, который танцуют в прокуренном клуб блюзмены и проститутки преобразуется в психеделическую балладу с плывущим органом, подыгрывающими, подмигивающими гитарами, каким-то вопросительным басом и трогательной нежной мелодией. You Can’t Catch Me Берри – с бренчания гитары очень похожего на манеру Чака Берри раскачивается в очень громкий и быстрый ритм-энд-блюз. Купер молотит по клавишам фортепиано, вставляя блюзовые фразочки, ритм-гитары – сразу две – чешут, пилят и высекают доли – свинг чисто джазовый, правда, форма рок-н-ролльная. Когда дело доходит до соло, то здесь – кто быстрее. Гитарная гонка на подпрыгивающей ритм-секции – и следующий куплет, после которого – гитарная истерика и классическая кода. Но все меркнет перед Two Trains Running – одиннадцать в половиной минут медленного и при этом – не тягучего, а резкого, расколотого синкопами блюза в котором группа переблюзила всех блюзменов Европы. Именно Европы – американцы сыграли грустный, громкий и минорный именно что европейский, а не американский и уж точно – не уотерсовский блюз. Больше всего это похоже на первый Ten Years After, только еще мрачнее. Тем не менее, затягивает – с душой, что называется, сделано и чисто, отрепетировано и прожито. Можно себе представить, как звучала бы эта вещ на концертах – хватило бы на все тридцать, а то и сорок минут. Ну, или пока в баре не закончится пиво. Соло гармошки, монотонный бас, пулеметная, приближающаяся по стилю к Бадди Гаю, но с европейским уклоном гитара, реверберация, гулкие ударные, страдания в голосе певца хватило бы на пару реквиемов. Из мрака вдруг вылетает психеделически вибрирующий орган Купера и баддигаевская гитара и душераздиращий момент, когда гитара под финал играет «пи-пи-пи-пи» где-то на двадцать втором ладу… Силы иссякли. Но, нет – сам финал грохочет всеми инструментами и Вторым дыханием группы. Вот, блюз, так блюз. Известный стандарт Wake Me, Shake Me в аранжировке Купера оживляет повествование – вплоть до полного разгула и почти анархии, гитары пищат, орган накрывает всю палитру дикими пассажами, певцы кричат как Леннон в Twist And Shout, звенит тамбурин, ударные молотят, бас движется, в общем – музыка сфер. Нет, на самом деле, очень драйвово и заводно. Рок-н-рол – соул. И свободно – не отнимешь. Настоящая стиляжная музыка с обязательным и долгожданным «йе-йе-йе-йееее!!!» ближе к финалу. Cheryl’s Going Home и Flute Thing – дань психеделии – в Нью-Йорке шестьдесят шестого тоже умели это делать. Во “Flute Thing» - плывущей, джазово-психеделической мелодии, полуимпровизации флейты с включением гитары, снова – скоростной, с уходом и в джаз и в блюз, но не перетягивающей на себя всю музыку – пьеса течет как вода, сверкает солнечными бликами органа и фортепиано, даже недлинное соло ударных не прерывает плавное движение музыки. Купер здесь отличился. Caress Me Baby – еще один классический блюз Джимми Рида, отлично сыгранный и спетый, гитарно-фортепианный, и так же, в отличие от оригинала – мажорно-ироничного, превращенный в совершенно белый монументально-грустный, протяжный стон. Но стон хороший – не выматывающий и не мучительный. Тот самый блюз, какой любят белые люди. Типа – «когда плохо…» и так далее. То есть, ощущение по блюзу такое, что белым всегда плохо, а черным всегда хорошо. Но – гармошечное соло возвращает к реальности. Блюз есть блюз, и как его не трансформируй, он прорвется. Сыграно отлично. Без излишней прилизанности, достаточно хамски и мощно. Даже ирония в гитаре возникает после гармошки – и снова дух Бадди Гая витает в студии над гитаристом. Fly Away – светлая, внятная, отличная песня хорошей бит-группы – с гармошкой, со сложным построением гармонии, но без заморочек, легкая и ясная. Отличное завершение этой безумной пятидесятиминутной пластинки. Она, действительно, безумна, энергична, интересна и неожиданна – в каждой песне.