Рассказываем, почему советская светомузыка — это настоящий феномен на стыке науки, прикладной инженерии и искусства, а не только забавные устройства с лампочками.
Если вбить слово «светомузыка» (или «цветомузыка») в поисковик, первым делом появятся многочисленные объявления о продаже дискотечного цветомузыкального оборудования. Как современного, так и винтажного советского, которое наверняка помнят те, чье детство пришлось на 1980-е. Тогда колонки с лампочками, ночники, светильники, цветные фонари и целые светомузыкальные системы были чуть ли не в каждой второй квартире нашей необъятной страны. Да, и любая дискотека 1970–1980-х не обходилась без цветомузыки.
Параллельно в больших концертных залах крупных городов с успехом проходили светомузыкальные концерты, существовали и до сих пор существуют оптические театры и студии музыкальной светоживописи. В Казани и других городах регулярно устраивались научные конференции, на которых ученые со всего Союза делились достижениями, новыми проектами в сфере светомузыкальной инженерии. А при заводах существовали кабинеты релаксации, в которых с помощью аудиовизуальных клипов рабочие снимали напряжение.
Настоящим пионером мировой светомузыки по праву считается композитор Александр Николаевич Скрябин. В 1910–1915 годах Скрябин работал над партитурой «Мистерии», в которой должны были соединиться музыка, танец, архитектура, свет и цвет. В симфоническую поэму «Прометей», или «Поэма огня» (1910), композитор ввел партию света (Luce), записанную обычными нотами для инструмента tastiera per luce («световой клавир»). Для этих целей композитор сконструировал специальный цветовой орган. Это был настоящий прорыв.
Идея Скрябина получила широкий отклик по всему миру. Впервые поэма „Прометей“ была исполнена в Америке, — говорит Анастасия Максимова, руководитель проектов творческого объединения „Прометей“. — Ее позже исполняли в разных странах, но надо понимать, что одновременно не только в начале XX века, но и чуть раньше, в XVIII-XIX веке, были созданы приборы, на которых можно было играть светом. Но те, кто их изобрел, были не музыкантами, а больше инженерами. Важно, что Скрябин показал не только, как играть светом, но и как соединять это с музыкой. Как композитор, он это впервые в истории сделал».
Достижение Скрябина дало мощный толчок развитию идей «видения» музыки, которыми увлеклись многие выдающиеся ученые, художники и музыканты того времени. Среди них Василий Кандинский, Сергей Эйзенштейн, Сергей Матюшин, В. Д. Баранов-Россине и другие.
Читайте продолжение статьи по ссылке:
Интересная статья? Ставьте «Лайк» и подписывайтесь на Правила жизни в Дзене.
#музыка #светомузыка #изобретение #скрябин #диско #дискотека #ссср