Найти тему

Испытывать стыд - безответственно! Я перестала и вам советую.

40K прочитали

Сижу в чужой машине с незнакомым человеком))))))))
Сижу в чужой машине с незнакомым человеком))))))))

И это не шутка, дорогие. Я на полном серьезе. Ну, разве что, немного преувеличила - мне от стыда еще не удалось полностью освободиться. Но я правда очень стараюсь.

Поясню о чем я.

Сижу на берегу речке. Детки купаются
Сижу на берегу речке. Детки купаются

Мы в течение жизни, особенно в период формирования личности и характера постоянно испытываем разные чувства и эмоции, среди них есть естественные, которые есть даже у животных - злость, страх, радость и так далее.

Но мы, как более разумные и, самое главное, социальные существа испытываем и более сложные многоуровневые, я бы сказала, чувства. Некоторые приходят к нам сами, а некоторые в нас воспитывают взрослые, родители, общество в целом.

И одним из таких чувств и является чувство стыда. И мало кто задумывается, а что значит этот самый “стыд”.

Я в стыде жила всю свою жизнь. Это чувство было со мной с самого детства, и только Бог знает, на что я шла и каких только глупостей не совершала, лишь бы его не испытывать. Даже в Пустынь поехала, а не к маме, в том числе чтобы ей не было за меня стыдно. Хотя с каких пор развод это стыдно? В двадцать первом-то веке?

Стыдно было признаться, что муж бьет…. Стыдно выйти в красивом платье..

Стыдно, что многодетная. Да почти все стыдно!

В большой комнате еще до ремонта с сыночком Иаковом
В большой комнате еще до ремонта с сыночком Иаковом

Но почему? Ведь в том, что я делала не было ничего плохого. Совсем! Единственный человек, которому было плохо от моих “стыдных” поступков, это я.

Так в чем же моя вина…?

И вот тут-то и закопана ловушка стыда.Посмотрим, что нам о стыде говорит википедия.

Сты́д— чувство или внутреннее осознание, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины. Стыд — это дискретная базовая эмоция, описываемая как моральная или социальная эмоция, которая заставляет людей скрывать или отрицать свои проступки. Стыд можно также описать как неприятную эмоцию самосознания, связанную с негативной оценкой себя.

И что мы видим?

Никакой ВИНЫ стыд и не предполагает!!!!!!!

Матронушка - пчеловод
Матронушка - пчеловод

В большинстве случаев нам стыдно - просто так. Потому что кто-то может оценить наши поступки как “социально неприемлемые”.

Причем часто это не касается действительно плохих поступков - краж, насилия и т.п. Ворам и прочим личностям обычно не стыдно за свои действия.

Стыдятся как раз обычно очень хорошие люди, которые и так никому не мешают, без всякого стыда.

Взрослому человеку в подавляющем большинстве случаев стыд только вредит и мешает. Поскольку постоянная ориентация на внешнее мнение никому не на пользу. И обычно очень сильно разрушает человеческую психику. Знаете, например, девушек, которым стыдно выйти без макияжа даже за хлебом или вынести мусор?

А мужчин, которым стыдно на работе попросить о прибавке зарплаты или повышении?

Многие годами терпят хамское к себе отношение в семье или на работе, потому что стыдно послать всех куда подальше.

Маленький Иаков в эргорюкзачке
Маленький Иаков в эргорюкзачке

У меня есть знакомая, которая может проехать пару лишних остановок в автобусе, потому что ей стыдно просить людей отойти от двери.

В общем - никакой пользы в этом чувстве нет, ни для человека, ни для общества.

Поскольку, как мы читаем в википедии, стыд очень двуличное чувство и опасное. Он возникает только когда есть вероятность, что от твоем проступке УЗНАЮТ!

Если нет - твори что хочешь. Никаких ограничений.

Т.е. стыд сам по себе не делает человека порядочным или добрым. Он делает его более скрытным. Вот и все.

Конечно, стыд не возник сам по себе. Он необходимый инструмент для воспитания, когда ребенок еще не до конца способен понимать что такое хорошо и что такое плохо, и ему просто необходим нравственный ориентир.

Грубо говоря, совестью ребенка являются родители и общество, и таким образом через чувство стыда ребенок усваивает правила и нормы жизни. Это очень важный процесс. Но и он должен когда-то закончиться. Ведь мы не тащим из детств всё. Мы же не ходим в памперсах, сами моемся, сами читаем себе книжки, даже деньги зарабатываем сами.

Но почему наша совесть так и остается снаружи?

Да еще в таких ненадежных руках как “общественное мнение”, которое и поменяться может 5 раз на дню и выстраивается на непроверенных данных… В общем - довольно странный “камертон” для настройки.

Пригласили в кафе))))
Пригласили в кафе))))

Не лучше ли взамен свое собственное чувство? Википедия предлагает нам чувство вины.

Почему нет? Его куда сложнее навязать извне. Ведь мы точно знаем, что делали, а что нет. И есть в этом, что называется, состав преступления.

И главное - решение о “виновности” выносим мы сами. Тут, конечно, тоже опасное болото, люди с необоснованным чувством вины страдают не меньше, но то-то и оно, что с СОБСТВЕННЫМ. С ним можно и нужно работать. Со стыдом все гораздо сложнее.

И главное - хотя бы перестать путать эти два чувства.

Не представляете, какая свобода наступает уже на этом этапе. Я через это прошла чуть больше года назад и сейчас когда в очередной раз удается вовремя заметить эту ловушку и выскочить - я радуюсь как ребенок.

Желаю вам, мои дорогие, не брать на себя лишнего. Живите в мире.

Обнимаю вас всех.