Песня в свадебном обряде на Урале в XIX – начале XX века
Свадьба, как обряд, была и остаётся одним из самых грандиозных событий в жизни каждого человека. А в XIX – начале XX века свадебная церемония была чрезвычайно многоликой и имела сложную драматургию, в которой, как в зеркале, отражалась духовная культура народа.
Уральская свадьба представляла собой последовательность трёх, достаточно протяжённых по времени, этапов:
· предсвадебный (сватовство, вечёрки у невесты);
· торжественный (собственно, сама свадьба);
· послесвадебный (демонстрация трудолюбия молодой жены, дарение подарков гостям и т. д.).
Каждый этап был «начинён» обрядами и церемониями, в которых у всех участников была своя роль. И, конечно, всё это действо гармонично обрамлялось свадебной песней.
Протяжные лирические причитания, весёлые плясовые, шуточные игровые, застольные, – для каждого этапа на уральской свадьбе полагалась своя песня. Можно сказать, что песня была главным действующим «лицом» на свадьбе. После жениха и невесты, конечно же!
Первое, что полагалось сделать до свадьбы – это посватать невесту. Жених, его родители, а также сваха или сват (обычно, это был крёстный или крёстная жениха) приходили в дом невесты. Невесту с женихом усаживали рядом за стол, а сами затягивали песню. Например, такую:
Во время сватовства задачей стороны жениха было как можно скорее заполучить в дом работницу, а родителей невесты – подольше протянуть этот торг.
Наконец, всё заканчивалось обоюдным согласием, и невеста шла за занавеску причитать:
Невеста плакала и причитала, прощаясь со своей волей, сладкой жизнью в родительском доме и… красотой.
Прощание с красотой – важный момент уральской свадьбы. Воплощением красоты юной девушки считались разноцветные ленты, которыми заплеталась девичья коса. Невеста расплетала косу и раздавала ленты незамужним подружкам. И при этом пела:
Затем назначался прощальный обед невесты в родительском доме, во время которого девушка ломала ложку и разбивала тарелку, в знак того, что она сюда уже не вернётся, а, значит, и посуда ей больше не нужна.
После сватовства в доме невесты устраивался вечер, на который жениху следовало прибыть со сладким угощением для подруг суженой. Такой вечер в некоторых районах назывался орешником, так как на столе красовались различные сорта конфет, пряников и орехов.
Во время орешника девушки в благодарность жениху пели песни:
Наконец, наступал день свадьбы. Перед отправлением в церковь было принято собирать гостей в доме невесты, угощать их и петь величальные песни. Эти песни должны были прославить гостей и обеспечить богатую и счастливую жизнь молодых.
На венчание процессия ехала весело. Из каждой упряжки звучал удалой напев:
Первый обряд после венчания назывался «окручивание невесты». Молодую накрывали шалью и заплетали две косы. Одну косу заплетала крёстная жениха, другую – невесты. Кто заплетёт проворнее, та сторона и будет иметь главенство в молодой семье.
Затем начиналось лихое уральское застолье, во время которого молодые принимали поздравления, ели из одной тарелки одной вилкой на двоих, пили из одного сосуда, всячески демонстрируя гостям своё единство.
Во время свадебного пира гостям было положено веселиться и петь песни:
На второй день молодая жена угощала гостей блинами и мела сор, стараясь продемонстрировать своё трудолюбие. Гости же старались насорить на пол как можно больше, перемешивая сор и солому с деньгами.
Двумя днями свадьба, как правило, не ограничивалась. Во многих районах Урала она могла продолжаться до девяти дней.
Дополним, что свадебные песни, использованные в этой статье, а также другие произведения уральского фольклора вы можете найти в сборнике «Дореволюционный фольклор Урала», представленном в «Уральской электронной библиотеке» в коллекции «Фольклор Урала».
Внимание! Для доступа к «Уральской электронной библиотеке» вам необходимо авторизоваться на сайте ЧОУНБ (кнопка «Войти»).
Автор: Наталья Файзуллина, библиотекарь отдела электронных ресурсов Публичной библиотеки.