Cоциальное исключение — это процесс, при котором подростки вытесняются за рамки социума и не могут в полной мере принимать участие в общественной жизни ввиду болезней, физических недостатков, бедности родителей или вообще их отсутствия, недостатка базовых знаний и невозможности получить образование, а также в результате дискриминации по этим признакам. Это закрывает им путь к получению образования и работы, а также к участию в различных мероприятиях. У них практически не будет доступа к исполнительным и руководящим органам, поэтому они часто чувствуют себя бессильными и неспособными влиять на решения, от которых зависит их повседневная жизнь. Проще говоря, социальное исключение — это сочетание принципов, систем, подходов и моделей поведения общества, которые приводят к вытеснению, изоляции и отчуждению, и самое страшное, озлоблению, как обычных подростков так и их сверстников с ОВЗ.
Социальное исключение так же может влиять на все возрастные категории, но исключение подростков требует особого внимания, так как несет долгосрочный урон социальному и экономическому участию, жилищным условиям, эмоциональному состоянию и здоровью. Когда подростки чувствуют себя материально незащищенными, исключенными из политической и социальной жизни, переживают отчужденность и ведут нездоровый образ жизни, это может усугубить уже существующие проблемы социального исключения. Такая ситуация создает замкнутый круг, когда социально исключенные несовершеннолетние оказываются в еще большей опасности или страдают от новых материальных лишений, социальной или эмоциональной маргинализации и проблем со здоровьем, что в свою очередь подвергает их серьезному риску полной изоляции.
За последние годы в России количество дебатов о программах социальной помощи обычным подросткам и подросткам с ОВЗ превысило количество дискуссий о проблемах трудоустройства и образования. Дело в том, что пандемия и экономический кризис вызванный ей усугубил и без того высокий уровень безработицы у молодежи, чем у других возрастных категорий. При этом, некоторые социально незащищенные группы подростков сталкиваются с проблемой исключения в долгосрочной перспективе по причинам, не связанным с текущим кризисом. Исключение из рынка образования и труда имеет далеко идущие последствия, и не только экономические. К ним относится потеря уверенности в будущем, утрата доверия к государству, что очень печально, и окружающим, повышение риска социальной изоляции. Пытаясь остановить социальное иcключение несовершеннолетних, важно помнить, что исключение (то есть вытеснение, отстранение или отчуждение) происходит не в результате одного-двух отдельных событий. Социальное исключение — это сложный долгосрочный процесс, включающий множество факторов, которые могут влиять друг на друга и со временем ухудшаться. Когда такое происходит, молодежь словно движется по замкнутому кругу.
ПРИМЕР:
Молодые люди c низким уровнем образования по статистике чаще
остаются безработными или находят только низкооплачиваемую
работу. В результате они могут страдать от бедности. Поэтому они
не могут позволить себе достойный уровень жизни и полностью
обеспечить своих детей. Со временем такая ситуация может
отрицательно сказаться на их физическом и ментальном состоянии,
что в свою очередь поставит под удар их способность работать...
Если бы вы хотели помочь таким молодым людям, с чего вы
бы начали? С того, чтобы найти им работу получше? Дать им
образование? Улучшить жилищные условия? Помочь молодым родителям с уходом
за детьми? Обеспечить медицинскую помощь? Все эти варианты,
несомненно, помогут, но ни один из них не принесет быстрого
результата, и нет никаких гарантий, что они осуществимы (например,
может не оказаться рабочих мест, у молодых людей может быть
недостаточно знаний для получения высшего образования, у них
может не хватать средств на посещение врача и пр.). Решение
проблем социального исключения может быть таким же сложным
и запутанным, как и сами проблемы.
Такая взаимосвязь множества факторов означает, что социальное исключение подобно гордиеву узлу, где нет явного начала и явного конца. Здесь нет ниточки, за которую можно потянуть, чтобы распутать узел. Нет такой «волшебной пилюли» или такого универсального средства, которые решат все наслоившиеся проблемы за один раз. То же самое касается и подросткового сектора. Молодежная деятельность сама по себе не может устранить все причины социального исключения (например, она не может изменить экономику).
При этом, работа подростков и подростковые проекты могут влиять на социальное исключение и ограничивать его, помогая молодым людям улучшать свои навыки, мотивацию, уверенность, поведение, отношенческие установки и взгляды на мир. Несмотря на то, что социальное исключение — определенно сложная задача, это еще не причина отчаиваться. Как показали результаты опросов, большинство подростков хочет учиться работать. Они хотят выполнять работу, в которой будут оценены ее усилия и признаны ее таланты. Они хотят внести вклад в общество и быть независимыми. С какими трудностями мы бы ни сталкивались, мы не должны закрывать глаза на то, что им есть к чему стремиться — они полны энтузиазма, находчивости, энергии и таланта. Они выносливы и безгранично креативны, и это наша надежда на будущее. Это и должно стать нашей отправной точкой — использование подхода, который ориентируется на потенциал подростков, а не на проблемы, с которыми они сталкиваются на своем пути.