В минувшую пятницу мы с мальчишками побывали в домике Каширина (дом, где год в семье своего деда трёхлетний Максим Горький прожил с матерью после возвращения из Астрахани). Для Вити это был уже далеко не первый визит, их и группой детсада туда водили, и со мной был. А вот Петя был впервые.
У мальчишек сейчас период, когда им интересны именно экскурсии, поэтому я заранее позвонила и узнала, как это организовать. На сайте музея есть телефон, по нему вас сориентируют, лучше звонить, музей небольшой, поэтому экскурсионное обслуживание не всегда возможно. К сожалению, не могу здесь оставить контакты, живу в деревне без интернета, статью буду выкладывать, когда что-то поймается ))) В поисковой строке в Яндексе нужно написать «Домик Каширина» по запросу появится ссылка на музей Горького (адресов, где жил писатель в Нижнем, несколько), там уже нужно найти раздел, собственно, «Домик Каширина», будут все контакты и расписание работы. Просто прийти в музей и все самим посмотреть без экскурсии можно в рабочее время. Но я очень советую именно экскурсию, так как понять очень многое о жизни самого писателя и всех, кого перемололи мельницы суровых времён конца XIX - начала XX веков, можно именно послушав экскурсовода и совместив все это с картинкой быта мещанского дома Василия Каширина.
Поразительно, но каждый раз побывав в этом музее, я открываю для себя новые грани того, что нужно обдумать. «Детство» Горького я прочла рано. Меня всегда удивляло, как легко читается этот непростой по эмоциональной составляющей текст. Как же так вышло, что история очень сложной жизни написана таким лёгким языком? За это я раз и навсегда полюбила Горького. За это его умение писать просто о невероятно сложных вещах. Всегда говорю всем, кто автора не оценил, что он намного сложнее, чем те его произведения, которыми нас пичкали в школьной программе. У Виктора, кстати, «Детство» - в списке чтения на лето. Так что, всем был интересен поход в этот музей.
Так вот, про новые грани. Что я чувствовала в свои семь-восемь лет, когда читала «Детство»? Огромную всепоглощающую жалость к маленькому Алеше, который в три года лишился отца, жил, ощущая явную нелюбовь матери, оказался в огромной семье деда, где все дети уже тяготились совместным проживанием и мечтали разделить отцовские капиталы и его дело. Всех этих взрослых, которые не считали детей (да и женщин) за людей, я всем сердцем нeнaвиделa.
Потом я снова перечитывала книгу, ходила в музей, эмоций становилось больше, были мысли, как хорошо, что люди стали жить лучше, спали осознаннее, ведь если человеку не нужно постоянно выживать, он становится гуманнее, мягче, добрее…
А сейчас я поняла, что у всех этих людей просто не было шансов стать другими. Что они видели? Что было для них нормой? Дед Горького с четырнадцати лет пошёл в бурлаки, средний срок работы человека на такой работе, выжимающей из человека все соки, был 3-5 лет. Дальше - инвалидность или уход в мир иной. Выживали сильнейшие, умнейшие и умеющие устраиваться.
Таким был и Василий Каширин. Его два класса образования и природная смекалка помогли ему выбиться в водоливы. В бурлацкой артели эти люди отвечали за снабжение едой и водой, договаривались об оплате, то есть, он быстро выбрался из числа тех, кто работал на износ. Ну а дальше человек копил, работал, копил, работал, приумножал. Завёл красильное дело, был в нем успешен, избирался депутатом городской думы. Но характер был невыносимым. А мог ли быть иным? С таким-то стартом… Человек сам не видел любви и нормальной жизни, и хоть дети его росли не в нищете, но любви он им дать не мог, так как не ведал, что это такое.
В итоге взрослые сыновья, жившие с родителями, которым отец только и говорил всю жизнь о ценности денег, требовали разделить семейное дело. Уживаться такой толпе было тяжело. На момент приезда Горького с матерью из Астрахани в доме проживало 14 человек (в трёх комнатах, кухне и подклети), а стало 16!
Дом по тем временам считался богатым. Деревянные крашеные полы, белёные потолки, модная мебель. Общая площадь - около 112 квадратных метров. Это и сейчас неплохо. Но семьи по шестнадцать человек на такой площади в наше время не размещаются.
Я все пытаюсь понять, в какой сложный мир попал трёхлетний ребёнок. Очень жёсткий дед, который держит всю семью в кулаке, но страх - это не то чувство, на котором строятся нормальные отношения.
Как только дед уходит за порог, приходят гости, домочадцы становятся веселее. Наказание детей по субботам.
Дрязги взрослых сыновей. Мать, которая винит маленького Алёшу в смерти мужа (ведь именно от Алёши Максим Пешков заразился холерой). И отогревающая и спасающая любовь бабушки.
Все время думаю о том, почему бабушка для Алёши была главной согревающей силой, но она не смогла быть таковой для своей дочери (матери Горького). Ведь мать не скрывала, что за всю жизнь любила только мужа и только от него чувствовала любовь. Наверное, в детстве она не получала столько внимания матери, ведь у той было 18 детей (выжили пятеро). Это бабушки могут дать внукам внимание, дети в девятнадцатом веке от родителей его если и получали, то только в виде нагоняя.
Музей мы с ребятами очень рекомендуем к посещению. И именно с экскурсией, иначе четыре комнаты (с подклетью - пять) вы посмотрите очень быстро, атмосферой без всех этих историй не проникнитесь.
Интересная история с фото. В прошлый раз нам просто сказали, что снимать нельзя. В этот раз я посмотрела на сайте, написано про фотосессию в интерьерах стоимостью 5000 р. Сначала никто не фотографировал, потом люди постепенно начали доставать телефоны, экскурсовод ничего не сказала ))) В общем, внутри дома я тоже немного поснимала.
Приезжайте в Нижний, приходите в музей!
Про наш прошлый визит в музей рассказывала здесь