Говорят, если кто-либо спас даже одну жизнь, уже был на этой земле небесцельно. А если человек спас сразу 373 жизни!?
Всё, о чём мы расскажем сегодня, основано, как пишут в титрах к драматическим фильмам, на реальных событиях.
Красивый, статный командир боинга Константин Парикожа, похоже, с рождения был обречён стать "своим" в небе. Папа - пилот, бухгалтер мама - хотя и сводила дебет с кредитом, но не где-нибудь, а тоже на авиапредприятии. Даже родился Парикожа в посёлке, называвшемся Аэропорт, что в Томской области.
А ещё за Константином с детства ходило по пятам и хранило от бед счастливое сочетание вечных семёрок - родился он в 1977 году, управлял потом не какими-нибудь, а самым продвинутым "семьсот семьдесят седьмым" боингом. Может и впрямь "семёрки" приносят счастье.
Вы замечали, что когда летишь в самолёте, обретаешь совсем другой ход мыслей. Начинаешь строить высокие планы, забываешь мелкие обиды, наполняешься особым теплом к самым дорогим людям, как-то чище становишься что ли, лучше.
А как должны ощущать себя пилоты, "держа в руках" небо, будучи полными хозяевами ситуации и каждой судьбы на борту - от мелкого беспокойного карапуза до дремлющего в кресле ветхого старца. И хотя по-настоящему мужественные люди малоэмоциональны, особый душевный подъём при очередном свидании с небом не притупляется у них с часами налёта. Просто становится привычным, как дыхание или пульс.
Если говорить о нашем Парикоже, там была, взгляните на фото, удивительная гармония стати, выправки, красоты и уже обретённого к 38 годам опыта. На каких только самолётах не летал выпускник высшего Ульяновского училища гражданской авиации! Были и "Яки", и "Аны", и "Боинги".
Когда опыт есть "уже", а молодость есть "ещё", это - силища! Приблизительно так, поднимаясь на борт в Доминиканском аэропорту и глядя на улыбавшегося им Константина, думали многие из почти 400 пассажиров памятного "пятьсот пятьдесят четвёртого" рейса. "Да-а-а, боинг, конечно, махина, но и первый пилот наш хорош, под стать птичке" - проносилось у людей в головах, и они успокаивались.
После отдыха все летели домой, в Москву. Календарь показывал 2016 год, и хотя после вечно-зелёной доминиканской сказки туристов ждал холодный столичный февраль, настроение отпускников ещё стояло на отметке "отлично".
Первые четверть часа полёта и впрямь проходили солнечно, штатно. Народ даже успел расслабиться после привычного всем набора высоты до почти шести тысячи метров.
А потом...
Знаете. есть такая затёртая-презатёртая фраза "как гром среди ясного неба". Так вот это был именно гром, и именно среди ясного неба. Весь салон услышал оглушительный хлопок слева по борту.
Сигнализация показала отказ двигателя. Дым повалил не в салон с пассажирами, а в кабину с Парикожей и его помощником. Времени на принятие решения было не более пары секунд. Но их хватило, "возвращаемся в аэропорт взлёта" хладнокровно скомандовал 38-летний Константин Юрьевич.
Прежде чем надеть на себя кислородную маску, Парикожа, как можно более спокойно и буднично, сообщил по громкой связи пассажирам - "Самолёту нужна техническая инспекция, мы возвращаемся, всё будет хорошо".
Народ в салоне, несмотря на оптимистичный тон командира, догадался, что на самом деле, хорошего мало, и многие стали беззвучно молиться.
Напомним, Боинг 777 - лайнер-гигант, один из самых впечатляющих по размерам в мировой авиации. Максимальный взлётный тоннаж у него - без малого триста единиц. Топливные резервуары вмещают почти 200 тонн, и после всего лишь 15 минут полёта баки ещё были полны.
Что делать? Садиться с таким большим весом нельзя, но и кружить, вырабатывая топливо, с горящим двигателем и всё прибывающим едким дымом тоже опасно. Где риск больше - требовалось взвесить, и опять взвесить за пару секунд.
Парикожа решает рискнуть и попробовать сесть с превышением полётной массы. Проблемный двигатель отключают. Экипаж начинает готовить летящую на одном моторе машину к посадке.
Это потом лётчики-асы уровня Парикожи, скажут с восхищением - был принят единственно верный вариант выхода, а посадка произведена с величайшими профессионализмом и хладнокровием. Но если у оценивающих экспертов было время на анализ, то у Константина - увы.
Касание земли была осуществлено филигранно, но физику не обманешь - от большого тоннажа при движении по полосе перегрелись колёса шасси, началось их задымление. Наземные службы аэропорта Пунта-Каны нагнали пожарной и медицинской техники, специалистов .
Туристы, с ещё белыми от волнения лицами, съезжали с огромного боинга по надувным трапам. Их предупреждали: не держитесь за поручни трапов, чтобы не обжечь ладони.
И хотя руки, ноги, и бешено колотящиеся сердца всех 373 человек были целёхоньки, всё же кто-то чуть содрал кожу на кистях при непроизвольном касании за поручни надувных трапов. Но это были все потери! Парикожа выдохнул...
У отпускников на глазах стояли слёзы благодарности - иногда ситуация так повышает ставки, что простое исполнение профессионального долга заслуженно оборачивается Подвигом.
Подвигом с большой буквы. Потому что у почти четырёх сотен пассажиров того боинга было "на нос", в среднем, по четыре близких родственника. Так что число по-настоящему спасённых в тот день россиян далеко перевалило за тысячу.
Орден мужества командир лайнера Парикожа получал из рук президента. Медалью за отвагу был награждён второй пилот Игорь Кравцов, помогавший Константину Юрьевичу в злополучном полёте, медалями Нестерова отмечены бортпроводники.
Красивая история с красивым концом. Хотя и драматическая. Мотивирует, чтобы достигать максимального профессионализма.
В любой из сфер, главное - максимального...
Дорогие читатели!
По новому правилу Дзен, число показов статей зависит от числа подписчиков и ваших комментариев! Но - замкнутый круг - как набрать подписчиков новому каналу, если нет показов?
Есть выход! Пожалуйста - один лишь ваш щелчок на «подписаться» – и у нас появится возможность продолжать писать для вас!
Спасибо заранее !