Найти в Дзене
Сибирь на Страницах

Фэнтези для себя

Она обожает мотоциклы и авто, работает со столярным и слесарным инструментом, шьет, вяжет и пишет отличные книги. Ксения Крутская родилась в Кемерово, и это во многом предопределило ее творческий путь. Деревенское небогатое детство (до самой школы Ксения жила в деревне с бабушками) и последующая жизнь в эпоху постоянных непредсказуемых перемен в сложном регионе и сделали Ксению писателем. Ксения Крутская пишет в жанре городского фэнтези, пишет умно и интересно. Поэтому и главные читатели ее произведений – женщины и мужчины старше 35 лет. Как говорит сама Ксения: «Молодежи нужны любовь и драки, а мои герои все больше думают».

Справка:

Ксения Крутская, писатель, автор книг «Светлячок и Пламя», «Граница», «Оружие», «Контроль», «Полное затмение Луны», «Озеро в твоих ладонях», «(С)нежная. Дочь метели», «Замедленное падение», «Оттенки Тьмы», «Я справлюсь один», «В рассудке полном...», «Охотники за памятью», «Невозможное».

Ксения Крутская
Ксения Крутская

О недевичьих увлечениях, книгах, мечтах и фэнтези в интервью Ксении Крутской специально для «Сибири на страницах».

- Ксения, расскажите о себе

- Я родилась в 1979 году в городе Кемерово, но до самой школы жила в деревне с бабушками. Родители были химиками — учёными и преподавателями, кандидатами химических наук. Многие воспоминания из детства связаны у меня с тем, как мама брала меня к себе на работу, в лабораторию органического синтеза в Кузбасском политехническом институте. Тогда я твёрдо решила, что стану химиком.

Папа умер рано, а мама поддерживала моё увлечение химией. Ещё в младших классах я читала журнал «Химия и жизнь» и учебник по общей химии. Но окончание школы пришлось на непростую середину 90-х, и мама решила, что химическое образование бесперспективно, и я должна выучиться на экономиста. Это было одно из решений, которые впоследствии очень дорого мне обошлись, потому что свою профессию я, мягко говоря, не полюбила.

Зато я с детства люблю технику и что-то мастерить руками. Могу с уверенностью сказать, что писателя из меня сделало именно деревенское небогатое детство — покупных игрушек практически не было, и всё, от куклы до звездолёта, надо было соорудить из подручных материалов самой, включив воображение и смекалку. Да ещё и сюжеты игр сочинялись такие, что из каждого при желании можно было бы сделать книгу.

- Не очень обычно для девочки…

- Моими товарищами по играм были в основном мальчишки, отсюда и увлечения — велосипед, потом мотоциклы, машины, работа со столярным и слесарным инструментом. Позже освоила и так называемые «девчоночьи» хобби — шитьё, вязание. Ну и, естественно, садоводство и огородничество, без них в деревне никак, но я, в отличие от многих «дачных страдальцев», люблю возиться в огороде до сих пор.

После окончания вуза я работала в банковской сфере, преподавала экономику в университете, потом получила дополнительное образование и стала переводчиком. Сейчас я фрилансер, увы, уже со множеством проблем со здоровьем, приобретённых на офисной работе. Взрослая жизнь меня изрядно потрепала. Частенько я шучу, что, если соберусь написать автобиографию, многие будут удивлены, а может, даже шокированы. И много лет мне было не до писательства, но чтение всю жизнь оставалось моим основным увлечением, а порой и настоящим спасением.

- Почему вы начали писать?

- Всерьёз заняться писательством меня побудили, как ни странно, видеоигры: в возрасте тридцати семи лет я впервые в жизни преодолела неприязнь к этому способу времяпрепровождения и взяла в руки геймпад. В итоге первая же игра, с которой я познакомилась, произвела на меня такое впечатление своим мрачным сюжетом и запутанным лором, что я уселась за новеллизацию. Самое интересное в этом то, что лор в моих любимых играх подаётся в процессе прохождения не напрямую, а через описания предметов, диалоги, неявно высказанные намёки... Чтобы собрать всё это в цельное художественное повествование, пришлось проделать серьёзную исследовательскую работу. Поэтому своими фанфиками я горжусь не меньше, чем оригинальными произведениями, хотя к этому жанру литературы принято относиться с пренебрежением. Увлечение играми «доросло» до собственного YouTube-канала с прохождениями и руководствами для начинающих.

Потом появилась первая книга нынешнего цикла «Песчинки на чашах весов» — это уже результат моих поездок на Горный Алтай и сильнейшего впечатления, которое на меня, равнинного жителя, произвели тамошние пейзажи. На втором месте в списке моих увлечений после чтения стоят путешествия. На машине, на поезде, на самолёте — я просто очень люблю куда-то двигаться и видеть что-то новое. Поэтому и авторская группа у меня называется «Путешествия и книги». Впечатления от поездок подпитывают фантазию, а из сделанных фотографий получаются отличные иллюстрации к главам. И об авторских правах на изображения беспокоиться не надо!

-2

- Когда вы прочли свою первую книгу?

-Дедушка научил меня читать в три года, когда ему надоело читать мне вслух. С тех пор я читала всё, что попадалось под руку, а домашняя библиотека у нас в деревне была специфическая: ещё до школы я прочитала, например, производственный роман о строительстве Западно-Сибирского металлургического комбината, справочник «Зелёная аптека Кузбасса» и политиздатовский альманах «Ответы верующим». А уж детских книг разной толщины перечитала в дошкольном возрасте огромное количество.

- Много ли читаете в целом?

- Сейчас уже намного меньше, чем, скажем, десять лет назад, когда сама ещё не занималась писательством. Но я за тридцать пять лет прочитала столько всего, от детской литературы до классики, что этого багажа мне хватает.

- Какую литературу?

- Сейчас чаще всего читаю или что-то самиздатовское (интересуюсь, что пишут коллеги), или новинки, вышедшие у давно знакомых авторов. Обычно это фэнтези, мистика, современная проза или детективы. Что точно не читаю так это всяческую литературу по саморазвитию, личностному росту и прочим способам достижения «успешного успеха».

- Когда вы начали писать и для чего?

- Первый сборник рассказов я написала в восемь лет, во время летних каникул после первого класса. Там были и мои собственные иллюстрации. Это было этакое нравоучительное произведение на тему, как плохо не слушаться старших и не готовить уроки. Но всё заканчивалось хорошо: главный герой-первоклассник всё понял и исправился, а старшая сестра была терпелива и не ругала его, а помогала подтянуть знания.

В тринадцать лет я увлеклась автогонками: вместе со всей семьёй и друзьями мы стали болельщиками «Формулы-1» и других видов гонок. Тогда мы с братом в соавторстве начали писать книгу об авто- и мотогонщиках, но тоже, к сожалению, так и не завершили.

В старших классах сочиняла какие-то романтические истории, которые сейчас перечитываю и даже нахожу некоторые моменты неплохими. Если бы я писала любовные романы, то можно было бы кое-что оттуда взять. Потом, примерно лет в двадцать, был период увлечения фанфиками: по «Звёздным войнам» и «Секретным материалам», но ни один из них так и не был завершён. Сейчас, листая те тетради, я понимаю, что мой нынешний стиль уже тогда прослеживался, но в такой ещё неуклюжей, местами забавной форме.

Ещё в тот же период начинала писать мистическую повесть про девочку, попадающую через свой плейер в мир снов, но тоже не завершила.

Потом был перерыв почти на двадцать лет: мне было не до писательства, хотя читать я в тот период стала ещё больше. Без преувеличения могу сказать, что до тридцатипятилетнего возраста книги, да ещё музыка, меня просто спасали.

- Показывали ли вы кому-нибудь свои первые произведения?

- Если честно, уже не помню. Наверное, показывала, как минимум романтику и фанфики точно читала моя подруга.

- О чем и для кого вы писали в самом начале?

- О чём? Ответ, наверное, будет таким: о чём-то более интересном, чем то, что меня окружало. Именно тогда я начала придумывать истории о том, что среди обыденности прячется тайное и чудесное: двери в иные миры, невидимые «соседи», с которыми можно пообщаться. Для кого писала? Для себя. Чтобы самой было интересно. Оценки и одобрения не искала.

- А сейчас?

- Сейчас пишу о том, что считаю важным. Стараюсь «завернуть» в форму фэнтези-книги побуждение читателя к размышлениям, да так, чтобы это не бросалось в глаза и не выглядело нравоучениями. Герои сталкиваются с ситуациями, которые поднимают вопросы морали, ответственности, выбора, честности и доверия. Для кого пишу? Если это вопрос о целевой аудитории, то я до сих пор её не определила. Главным образом, опять же, для себя. И, конечно, для всех, кому будет интересно. Возрастная группа моих читателей, скорее всего, люди старше тридцати лет.

- Считаете ли вы себя писателем? Почему?

- Да, я называю себя писателем, как минимум потому, что завершила уже немало произведений, которые доступны для прочтения неограниченному кругу читателей. Если говорить об «общественном признании», то шесть моих книг продаются в бумажном виде, причём две из них не «самиздат за свой счёт», а выпущены официальным издательством, хоть и малотиражным. Но я не считаю, что человеку обязательно нужно иметь бумажные публикации, чтобы называть себя писателем. В конце концов, определение «писатель» всего-навсего указывает на род занятий, а ведь его можно и уточнить: профессиональный писатель, начинающий, успешный или плохой.

- Есть ли отличие между писателем и автором?

- Писатель — это род занятий, как «художник» или «композитор». А автор — это «автор чего-то»: автор книги, картины, симфонии.

- Почему фэнтези? Сложно ли писать в этом жанре?

- Здесь нужно уточнить, что в основном я пишу в поджанре «городское фэнтези», то есть в качестве места действия использую наш привычный мир с автомобилями, турбазами, сотовыми телефонами и прочим. Хотя в некоторых книгах у меня есть и параллельный мир, отличающийся от нашего, но не настолько сильно, чтобы пришлось заниматься «миростроением». В этом смысле я могу назвать себя ленивой: мне проще внести мистику и магию в наш мир, чем выдумывать с нуля новый. Тем более что для решения моих задач как писателя — рассмотрения каких-то моральных, этических и других подобных вопросов — мне всё-таки нужны в качестве героев обычные люди из нашего мира, в которых любой читатель может узнать себя: так ему проще будет поставить себя на место персонажа и задуматься: а как бы он сам повёл себя в подобной ситуации?

Вообще для меня такой приём — привнесение необычного в обыденность — служит одной важной цели: довести ситуацию испытания героя до максимальной степени напряжённости, которой в реальном мире не достичь. И тогда чётче подсвечивается акцент на моральных и этических аспектах принятия решений.

- Что, по вашему мнению, несёт фэнтези читателю?

- То же, что и любой другой жанр литературы — развлечение, отвлечение от окружающей реальности, пищу для размышлений, кому что требуется, в зависимости от настроения и душевного состояния. Кому-то нужен просто отдых для мозга после тяжёлого рабочего дня, кому-то — обдумывание тех же проблем, с которыми мы сталкиваемся в реальности, но не в надоевшем до оскомины обыденном антураже.

- В чём секрет успешности этого жанра? В желании читателя спрятаться от реальности или в чем-то еще?

- Честно? Не знаю. Скорее всего, в этом в первую очередь. Но судить об этом не могу. Я не проводила никаких исследований по этому поводу. В конце концов, фэнтези — слишком общее определение, и поджанры заметно отличаются друг от друга. Например, сопоставлять любовно-юмористическое и эпическое фэнтези по причинам популярности явно некорректно.

- Есть ли у вас творческая мечта?

- Сложно сказать. То, что я имею возможность без ограничений заниматься творчеством, — уже исполнение мечты. О популярности не мечтаю. Скажем так, я бы хотела стать известным писателем, но мечтой это не назову.

- Написана ли уже ваша главная книга?

- «Главная книга» это же бухгалтерский термин какой-то?.. А если серьёзно, не знаю. Может, та книга, которую я пишу сейчас — последняя в моей жизни. Значит, какая-то из уже написанных и есть главная. А может, я напишу ещё два десятка, и какая-то из них будет нравиться мне больше прочих. Время покажет...

- Сколько книг вы уже написали?

-Двенадцать романов, одну повесть и полтора десятка рассказов.

- Ваши близкие читают ваши книги?

- Первые мои читатели — брат и дочь. Была бы жива мама — думаю, тоже обязательно читала бы.

- Как не перегореть творчески?

- Я как писатель-любитель ничего страшного в «перегорании» не вижу. Если нет платной подписки на сайте, где в соответствии с договором нужно закончить книгу за полгода, или договора с издательством по сроку сдачи рукописи, то... Как говорится, перегреваетесь и боитесь перегореть — выключитесь и дайте себе остыть. Можно ведь на время сменить хобби. И потом интерес к писательству или вернётся, или окажется, что и не нужен он больше. А профессиональным писателям я советы давать не возьмусь, и не знаю, как они справляются с такими проблемами.

- Как вы вообще пишете книги? Составляете ли планы, анкеты персонажей и т. д.?

- Чаще всего идея книги начинается, как ни странно, с финала. У меня появляются образ героя и «картинка» того, к чему он должен прийти и какую мысль донести через всю книгу. А потом начинается планирование. Герой обретает черты характера (примечательно, что внешность я не вижу, и почти никого из своих персонажей не знаю «в лицо», оставляю это на воображение читателя), сюжет — ключевые моменты и повороты. Иногда пишу краткий синопсис, иногда хронологическую таблицу. Анкет как таковых не делаю, только фиксирую основные черты, чтобы не искать потом по тексту, упоминала ли я, к примеру, какого цвета глаза у данного персонажа. Подробных поглавных планов не составляю — потом скучно писать. Но и совсем без плана писать очень тяжело. Даже если на начальном этапе я не занимаюсь планированием, уже через несколько глав необходимость этого начинает ощущаться.

- Как вы относитесь к самиздату и к тому, что сегодня любой человек может назваться писателем?

- Совершенно спокойно отношусь. Сегодня любой человек может назваться кем угодно — коучем, колдуном, дизайнером интерьеров... Чем писатели-то хуже? Всё равно оценка качества текстов — по большей части чистой воды вкусовщина. Я много читаю на сайтах самиздата и всё меньше новинок в бумаге. Самиздат... В каком-то смысле честнее, что ли. В издательства сейчас берут самые «продавабельные» тексты: простенькие любовные романы, приключения бесконечных попаданцев и т. п., которые набирают тысячи лайков и просмотров в сети. Поэтому авторы, которые хотят увидеть свою книгу в книжных магазинах, вынуждены подстраиваться под запросы рынка и массового читателя. То есть пишут они не от души, как минимум — точно не всегда. А те сетевые публикации, в сторону которых издательства даже не посмотрят, потому что под книгой может красоваться максимум десяток лайков от друзей автора, иногда содержат в себе глубокие мысли и очень качественный с точки зрения слога текст. Такое точно не станет бестселлером, в сеть люди редко ходят за текстами «на подумать», скорее уж «на отдохнуть».

- Должен ли писатель быть грамотным и начитанным?

- Начитанным — безусловно. Как можно на высоком уровне воспроизводить то, что сам потреблял недостаточно? Вот сомневаюсь, что успешным шеф-поваром может стать человек, который, условно говоря, всю жизнь ел одну варёную картошку без соли. Как он будет распознавать нюансы вкусов блюд, если его вкусовые рецепторы знают только один — пресный? Так и в писательстве: я считаю, что тому, кто берётся сам писать книгу, просто необходимо сначала прочитать множество чужих книг, и хороших, и откровенно посредственных, чтобы научиться отличать качественное от некачественного. Ну, и набраться выразительных приёмов заодно.

По поводу грамотности… Если у человека нет каких-то специфических расстройств нервной системы, из первого само собой вытекает второе. Начитанный человек не может быть совсем уж безграмотным. Если он и делает ошибки (та же пунктуация «хромает» и у многих известных писателей, я точно это знаю), так на то есть такие люди вроде меня, корректоры. Есть и редакторы, которые правят «шероховатости» стиля. Мало кто пишет сразу набело, в варианте, готовом для печати. Редакторская работа в издательствах существовала всегда и будет существовать и впредь, а чем самиздат в этом смысле хуже?

- Тяжело ли совмещать писательство со всей остальной жизнью?

- Раньше, в трудные времена, для меня это было просто невозможно. Почти за двадцать лет я не написала ни строчки. А сейчас легко. Можно сказать, что остальная жизнь у меня теперь в основном подстроена под писательство. У меня нет контрактов, обязывающих закончить книгу к какому-то сроку. Поэтому я могу месяц не садиться за текст, зато потом написать пару авторских листов за выходные. Думаю, что в целом всё зависит от основной профессии писателя и состава его семьи. Мне в этом смысле намного проще, чем многим другим.

-3

- Верите ли вы во вдохновение?

-Да, верю. Я не полагаюсь на него, когда сажусь за текст, но часто бывало и такое, что я на одном дыхании выдавала кусок главы или целый рассказ, даже не обдумав ничего как следует и не собираясь отвлекаться от текущей работы. Что это, если не внезапный приступ вдохновения?

- Получается ли заработать на книгах?

- Пока я не особенно-то активно шевелюсь в этом направлении. Заработать достаточно просто: писать что-то конъюнктурное, как я это называю — «продавабельное», и потом вкладываться в рекламу. Но мне и конъюнктурное писать лень (я сама такое не читаю, значит, писать это будет скучно), и лишних денег на рекламу нет.

- Как вы относитесь к идее тестирования на грамотность желающих стать писателями при регистрации на самиздатовских ресурсах?

- Именно в такой форме идею я не поддерживаю. Взамен я предложила бы модерацию на базовую грамотность самих выкладываемых текстов. Вроде бы на ЛитРесе есть подобное. Если в тексте много ошибок, модератор предлагает автору найти корректора или заказать услугу здесь же на сайте.

- Что делать, когда не пишется?

- Если писательство — это хобби, то просто отвлечься и заняться чем-нибудь другим. Если вы профессиональный писатель, ограниченный в сроках контрактом, — вспомнить, что вы на работе, и просто сесть и писать. Это не сложнее, чем совершенно без настроения ваять какие-нибудь нормативные документы, чем я много лет занималась, когда работала в банке. Если писательство — это способ заработка, значит, это работа, которую надо уметь выполнять через «не хочу».

- Боитесь ли вы критики?

- Нет, не боюсь. Вот некоторые из моего окружения боятся меня критиковать, такое есть — вдруг укушу... А если серьёзно, меня критика может задеть не содержанием, а только и исключительно формой. А на такие случаи у меня есть запасная шкура бабули-троллихи, и в ответ на издевательские или грубые комментарии я могу ответить так, что «критик» сам не обрадуется. Не в том смысле, чтобы опуститься до его уровня, а вот поехидничать над грубиянами я люблю, преподать им урок зубастого остроумия, так сказать.

- Продвигаете ли вы себя и свое творчество? Как?

- Пока действий по продвижению немного. На продвижение нужны те самые лишние деньги, которых не бывает. Во всякие бесплатные способы типа обмена отзывами и размещения рекламных постов я давно уже не верю — это не работает в моём жанре и на мою целевую аудиторию, которая, насколько я понимаю, вообще в массе своей не водится в соцсетях. Недавно беседовала с заведующей одной из городских библиотек — мне было обещано разрешить провести на площадке библиотеки презентацию. Но на заметный приток читателей в результате я, конечно, не рассчитываю.

- Назовите ваши топ-5 книг и топ-5 авторов, которые обязательно нужно прочесть писателю.

- Не могу этого сделать. Я понятия не имею, какие конкретные книги обязательно нужно прочесть писателю. Про учебники русского языка мы ведь не говорим, верно?

- Какие у вас творческие планы?

- Озвучивать планы в моей жизни дело опасное. Осторожненько скажу так: надеюсь в течение месяца закончить очередной роман. Что буду делать дальше пока не знаю. Есть два потенциально «продавабельных», но при этом довольно занятных проекта. Возможно, возьмусь за них. А может, отложу перо на неопределённый срок и наконец-то займусь изучением программ монтажа видео.

- Какой совет вы можете дать коллегам?

- Самый главный, пожалуй, только один - воспринимайте критику как горькое лекарство или ненавистную, но такую полезную овсянку. Не уподобляйтесь детям, не отмахивайтесь и не кричите: «Не хочу, не буду!». Потом скажете критикам спасибо, поверьте. И качество книг улучшится, и «броню» защиты нервной системы от кусачих критиков отрастите. Да, ещё самое главное - не вздумайте всё удалять, получив негативный отзыв! Ваш текст не виноват, что кому-то не понравился. Скройте в черновики, остыньте сколько нужно, и дорабатывайте. Не уничтожайте ростки, они этого не заслужили.

Вот такая она – Ксения Крутская, автор умного фэнтези. Сильная, во многом строгая, мечтающая и пишущая для себя.

Тетралогия Ксении Крутской "Песчинки на чашах весов"
Тетралогия Ксении Крутской "Песчинки на чашах весов"

Цикл книг «Песчинки на чашах весов»

Череда необъяснимых событий вынудила Ольгу оставить спокойную жизнь и укрыться в заповедной горной глуши. Нельзя больше верить ни чужим словам, ни своим чувствам: тот, кто назвался другом, может оказаться ведущим недобрую игру "кукловодом", любовь - смертельной ловушкой, а сама Ольга - не избранной, а лишь марионеткой. Два мира соприкоснулись, и граница стала линией сражения. Но что если враг - вовсе не тот, на кого указывают новые наставники? Что если выбор, на чьей ты стороне - лишь иллюзия?

https://siberiaonpages.ru/magazin/product/kseniya-krutskaya-peschinki-na-chashah-vesov

Денис Соболев