Найти тему
Дикое поле

Боевые колесницы Китая.

Составленное большей частью из пехоты войско Цинь Шихуан-ди с одной стороны превосходно справлялось со своими обязанностями, в конце концов подчинив ему все китайские царства, но новоиспечённому императору этого было мало, он хотел новых завоеваний и новых территорий, а для этого ему нужны были манёвренные войска и Цинь Шихуан-ди создал их, сделав при этом ставку на боевые колесницы.

Китайская боевая колесница, III век до н. э.
Китайская боевая колесница, III век до н. э.

В том, что колесницы стали основой ударных сил китайской армии, не было ничего удивительного, ведь собственно боевая колесница была известна китайцам с XIII века до н. э, с периода Весны и Осени, попав к ним от представителей андроновской культуры, совершавших набеги на раздираемый гражданской войной Китай ради наживы. После нескольких довольно болезненных поражений китайцы решили использовать изобретение врага ему же во вред, создав собственные колесничные войска, но вскоре им нашли другое применение на полях междоусобных войн периода Сражающихся царств (V-III века до н. э).

Андроновская боевая колесница.
Андроновская боевая колесница.

В период Сражающихся царств китайцы превратили боевую колесницу в действительно страшное оружие за счёт того, что с неё было убрано всё лишнее, составлявшее излишний вес и сместили центр тяжести, в результате чего колесница развивала большую скорость, даже если её тянули откровенно слабые породы лошадей (долгое время основной породой лошадей в Китае были тибетские пони, получаемые в обмен на чай и золото). Во времена Сражающихся царств и объединения Китая Цинь Шихуан-ди тактика применения боевых колесниц ничем не отличалась от общепринятой: колесницы на полном ходу подъезжали к строю противника и засыпали его стрелами и дротиками, в случае же прорыва строя - врывались в него и усиляли прорыв, разве что в империи Цинь использовались бронированные колесницы, служившие командными пунктами для императора и его полководцев, но когда начались завоевательные походы империи Цинь, сфера действий боевых колесниц сильно расширилась: помимо участия в боях колесницы использовались и как транспортное средство, и как средство связи, а во время похода Цинь Шихуан-ди на хунну в критическую минуту боя из колесниц было построено укрепление - знаменитый вагенбург, который спас китайскую армию от полного уничтожения, но не от позорного мира с хунну.

Тибетский пони.
Тибетский пони.
Колесница Цинь Шихуан-ди из состава Терракотовой армии.
Колесница Цинь Шихуан-ди из состава Терракотовой армии.

В начале нашей эры в монгольских степях были выведены крепкие и сильные кони, позволившие степнякам создать полноценную конницу, для которой колесницы не были противниками. В конце концов это новшество использовал и Китай, правда, собственно китайцы в коннице не служили, она формировалась из наёмников, сначала хунну, потом - тюрок и монгол, но боевые колесницы из китайской армии никуда не исчезли, их продолжили применять вплоть до XVII века, но уже как носителей оружия, метательного, огнестрельного и ракетного.

Тюркский наёмник на службе китайской армии.
Тюркский наёмник на службе китайской армии.
Ракетный станок периода династии Цин (1644-1912).
Ракетный станок периода династии Цин (1644-1912).