145 лет со дня рождения немецкого писателя Германа Гессе (1877 — 1962)
Произведения Германа Гессе — одна из величайших вершин немецкой литературы XX века - сегодня во всем мире книги писателя переиздаются миллионными тиражами; его «Степной волк» или «Игра в бисер» - романы, без которых немыслимо представить культуру второй половины минувшего столетия. В 1946 году Гессе стал лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за вдохновенное творчество, в котором проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».
Гессе прожил долгую творческую жизнь, меняясь во времени в зависимости от хитросплетения исторических пертурбаций. Наверное, наиболее точно обозначил процесс литературных изысканий мастера прозы культуролог Сергей Аверинцев: «Тихий идиллик 900-х годов и неистовый отверженец буржуазного благополучия в период между двумя мировыми войнами; престарелый мудрец и учитель жизни, в котором иные поспешили увидеть духовного банкрота; старомодный мастер «хорошо темперированной» немецкой прозы и кумир длинноволосых юношей Америки». Складывается впечатление, что это написано, по крайней мере, о пяти персонах, но все-таки, действительно, это все о нем, о Германе Гессе, до сих пор еще не до конца открытом нашими читателями.
Гессе подарил нам замечательный сборник «Магия книги», где собрал критические эссе о мировой литературе, о духовных ценностях и судьбах книг – может быть, несколько наивный в нынешнее время взгляд, но, несомненно, искренний и светлый. Гессе навсегда связал свою судьбу с книгами, любя их от всего сердца, что совершенно не случайно – большую часть своей молодости писатель отдал работе в издательстве и книжных магазинах.
Откуда бы иначе взялось такое глубокое знание сущности читателей, которых Гессе даже систематизировал и поделил на три типа: наивный, которого направляет книга, а он послушно идет по проложенному ею маршруту; относящийся к чтению по-ребячески и следующий за автором, как за добычей; и самостоятельная свободная личность, для которого книга – исключительно побуждение собственных мыслей.
Бесполезным чтением Гессе называет отнюдь не глотание плохих книг, а имеет в виду качество самого чтения: писатель считает, что от общения с книгой обязательно нужно чего-то ждать, затрачивать силы, как в спорте – чем больше тренируешься, тем больше становится сил. Тогда, и только тогда читатель почувствует себя покорителем недоступных доселе горных вершин, совершающим восхождение в Альпах.
Все эссе в «Магии книги» Гессе писал в разное время, к примеру, главу, давшую название всему сборнику, он написал в 1930 году. Представьте себе, почти сто лет назад классик немецкой литературы с сожалением замечал, что из-за возрастающей роли кино и радио ценность и привлекательность книги еще больше снизилась. Но дальше провидец Гессе пишет о том, во что нам всем сегодня очень хотелось бы поверить: что не стоит опасаться исчезновения книг в будущем, напротив, «чем больше с помощью каких-то новых изобретений будут удовлетворяться потребность в развлечениях и нужды народного просвещения, тем больше достоинства и авторитета будет возвращаться к книге».
Автор уверяет нас, что несмотря на восхищение идеями прогресса, люди обязательно поймут, что книге присущи особенные функции, которые никогда не исчезнут: «слово и его передача на письме - единственный посредник, благодаря которому человечество имеет историю».
Поверим классику?
📖 Цитаты из сборника Германа Гессе «Магия книги»:
✍🏻 Навык чтения сегодня могут приобрести все, но лишь немногие понимают, какой могущественный талисман им доверен.
✍🏻 Читающий ради времяпрепровождения, пусть даже читает он очень много и только очень хорошие, лучшие книги, будет прочитывать их и забывать, а в конце концов останется бедняком, каким был. Но если читать книги так, как мы слушаем речи друзей, они раскроются тебе и станут твоими. Прочитанное не ускользнет и не затеряется в памяти, но останется с тобой, будет тебе принадлежать, будет радовать и утешать так, как это умеют только друзья.
✍🏻 Жизнь коротка, и по ту сторону ее никого не спросят о количестве одоленных книг. И поэтому неумно и вредно тратить время на чтение, не представляющее ценности. При этом я имею в виду не только плохие книги, а прежде всего качество самого чтения.
✍🏻 При чтении прежде всего необходимо ощущать, что всякая достойная книга есть средоточие, соединение и интенсивное упрощение сложно взаимосвязанных вещей. Всякое крошечное стихотворение уже является таким упрощением и сосредоточением человеческих чувств, и если я, читая, не имею желания соучаствовать и сопереживать им, то я плохой читатель.
✍🏻 Большинство людей читать не умеет, большинство даже не знает толком, зачем читает. Одни полагают чтение по большей части трудоемким, но неизбежным путем к «образованности», и при всей своей начитанности эти люди в лучшем случае станут «образованной» публикой. Другие считают чтение легким удовольствием, способом убить время, в сущности, им безразлично, что читать, лишь бы скучно не было…
✍🏻 Как в настоящей аптеке, так и в книжной лавке или библиотеке каждому следует найти единственное необходимое ему снадобье, и тогда, не отравляя себя, не переполняя организм никчемными веществами, каждый обретет здесь то, что подкрепит его дух и телесные силы.
✍🏻 В сущности, каждый настоящий читатель всегда и книголюб. Ведь если ты способен всем сердцем полюбить книгу, то наверняка хочешь владеть и распоряжаться ею как своей собственностью, перечитывать и быть уверенным, что она всегда рядом и никуда не денется.
✍🏻 Тот, кто питает к какой-то книге сердечное, доброе чувство, без конца ее перечитывает, всякий раз находя в ней новую радость и новое наслаждение, пусть доверяется только своему чувству и никаким критикам не дает отравлять себе радость!
✍🏻 Каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг открывается по-своему, каждый в нем ищет и находит еще и себя самого.
✍🏻 Если какая-нибудь книга при первом знакомстве произвела на тебя достаточно глубокое впечатление, то некоторое время спустя не примени прочесть ее еще раз! Удивительно, как при повторном чтении проступает ядро книги, как после спада чисто поверхностного напряжения становятся очевидны внутренняя жизненная ценность, своеобразие красоты и сила изображения.
✍🏻 Хотя возможность научиться читать дается ныне каждому, лишь немногие замечают, как могуществен талисман, который они получили.
✍🏻 Для мировой литературы не меньшую опасность, чем война и ее последствия, представляют плохо и наспех изданные книги.
✍🏻 Без слова, без письменности и книг нет истории, нет понятия «человечество.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!