Упомянув двух поющих актеров Андрея Миронова и Владимира Высоцкого в статьях "К вопросу о лучшем Остапе Бендере. Часть 3. "Двенадцать стульев" Марка Захарова" и "Владимир Высоцкий forever?" соответственно, я подумал, что было бы правильно отдельно поговорить о традиции актерской песни в нашей стране. И мы будем говорить о тех актерах и актрисах, чье пение стало явлением искусства.
Умение петь и танцевать - обязательная составляющая часть актерского ремесла. К сожалению, часто любимые народом (и заслуженно) актеры, особенно в зрелом возрасте, начинают петь. И при прослушивании у тебя возникает чувство неловкости, вроде бы ты уважаешь их, как драматических актеров, а их пение никак не убеждает. И вспоминается из Валентина Гафта: «Уверен, Вы запели зря».
А бывает, споет человек в каком-нибудь фильме от имени своего героя, и всем хочется слушать его снова и снова. Вот спел актер от имени красноармейца Кости Жигилёва песню Павла Арманда «Тучи над городом встали» из кинофильма Сергея Юткевича «Человек с ружьем» 1938 года, и песня, и её исполнитель запомнились.
Вроде и песня незатейливая, шутливая, и роль совсем небольшая, а запомнились. И это на фоне других именитых актеров, снимавшихся в этом фильме, Бориса Тенина, Максима Штрауха, Николая Черкасова, Фаины Раневской, Михаила Яншина, Бориса Чиркова, Юрия Толубеева и многих других. А затем эта песня звучит практически как походный марш, ведущий бойцов в бой.
На следующий год актер играет главную роль в фильме «Истребители» и поет песню «Любимый город» на музыку Никиты Богословского и слова Евгения Долматовского. Песня пошла в народ и обеспечила успех фильму, который имел хороший прокат.
Разумеется, речь идет о Марке Наумовиче Бернесе. И режиссеры поняли, что участие этого поющего актера гарантирует успех фильму.
Он не спел в фильме «Большая жизнь» песню Никиты Богословского «Спят курганы тёмные» (исполнял её потом в концертах). Но зато в следующем фильме этого режиссера «Два бойца» 1943 года он спел песню Богословского «Тёмная ночь». Этот эпизод с песней был лучшим в фильме. Хотя там была и другая замечательная песня, исполненная Бернесом: «Шаланды, полные кефали».
Но «Тёмная ночь» стала одной из лучших военных песен. Поэт Владимир Агатов нашел проникновенные слова, которые трогали и бойцов на фронте, и тех, кто ждал их дома. Эта была одна из любимых песен моего отца.
А самая моя любимая песня из репертуара Бернеса, наверное, это «Три года ты мне снилась» из фильма Леонида Лукова «Большая жизнь. 2 серия» на музыку Никиты Богословского и стихи Алексея Фатьянова.
Марк Бернес безусловно был корифеем жанра актерской песни. Не имея певческого голоса, он так интонационно выстраивал песню, что она не просто запоминалась, а становилась эталоном, если угодно, гимном поколения.
Например, песня «Я люблю тебя, жизнь» на музыку Эдуарда Колмановского и стихи Константина Ваншенкина. Или данью памяти жертвам войны. Как песня Андрея Эшпая на стихи Евгения Винокурова «Москвичи» или «Враги сожгли родную хату» Матвея Блантера на слова Михаила Исаковского. Или просто символом Родины, как песня «С чего начинается Родина» Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Это песня из фильма Владимира Басова «Щит и меч».
Особо надо отметить песню Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова «Журавли». Это последняя песня, записанная Бернесом незадолго до ухода. И она является не только музыкальным памятником всем погибшим на войне, но и самому Бернесу.
И сколько бы потом не перепевали другие певцы песни, спетые Бернесом, не то. И голоса вроде сильнее, и исполнительское мастерство, а не оказывает такого воздействия.
Бернесу веришь, словно человек поет о том, что пережил сам, словно он обладает такой житейской мудростью, которая дает право на такого рода исповедь. Его негромкий голос, доверительная интонация доходят до сердца слушателей. И, конечно, слушатели, если они прониклись магнетизмом таланта Бернеса, никогда его не забудут.
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов
Лайки и комментарии способствуют развитию канала
#песня #киномузыка #бернес