Найти тему
914 подписчиков

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.12): ИСКУШЕНИЯ — НЕ ОТ БОГА

Сказанное Иаковом об испытаниях некоторые люди могут использовать, чтобы обвинить Бога в искушениях, которые стали причиной их греха. Как уже говорилось, понятия «испытание» и «искушение» выражены в греческом языке одним словом, и только контекст помогает определить, какое из значений имеет в виду автор. В настоящем отрывке Иаков предостерегает против неправильного применения его учения об испытаниях. Бог не искушает людей, чтобы они совершали зло.

“В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Не обманывайтесь, братья мои возлюбленные!” (Иак. 1:13-16).

Стих 13. Слово, переведённое в ст. 2 как «искушение», а в других случаях как «испытание», является греческим существительным со значением действия, а глагол в настоящем стихе образован от одного с ним корня. Среди исследователей нет единого мнения, как следует трактовать этот глагол, к какому из двух значений привязывать. Однако большинство признаёт, что для Иакова было характерно брать слова из предыдущего предложения и использовать их в качестве основной мысли следующего, даже если это были слова с двойным смыслом. Так, существительное однозначно указывало на испытания извне, а глагол — на искушение, испытываемое внутри. Таким образом, в этом отрывке Иаков рассматривает внутреннее поражение человека перед соблазном согрешить на фоне внешнего испытания, предусмотренного Богом для блага этого человека. Ошибочно думать, что поскольку Бог допустил в жизни человека испытания, то Он и виноват, если человек не устоит перед сатаной, который побуждает его согрешить в этих сложных обстоятельствах. Некоторые комментаторы проводят параллель с книгой Сираха 15:11, где сказано: «Не говори: “Из-за Господа я сошёл с праведного пути”; ибо Он не делает того, что ненавидит. Не говори: “Это Он увлёк меня с праведного пути”; ибо Ему не нужны грешники. Господь ненавидит мерзости, и боящиеся Его также ненавидят их». Слово, переведённое как «в искушении», является греческим пассивным причастием «когда искушаемый». Во время искушений не следует искать себе оправданий и того, на кого можно свалить вину за свой грех.

Некоторые евреи обвиняли Бога за грех. Они заметили в человеке склонность ко злу, которую назвали йетцер хара. О том, откуда взялась эта склонность, велись многочисленные споры. Одни говорили, что её вложил в человека сатана; другие утверждали, что ответственность за зло лежит исключительно на самом человеке. Однако нашлись и такие, кто доказывали, что поскольку Бог создал всё существующее, то и зло, которое есть в человеке, создал Он. В таком случае ответственность за грехи людей лежит на Боге.

Форма «не искушается» нигде больше не встречается: ни в Септуагинте, ни в Новом Завете. Это предложение подтверждает, что слово «искушение» в этом стихе означает соблазн к совершению зла. Истина в том, что Божья природа такова, что Он не подвержен злу или греху. Библейские авторы свидетельствуют об абсолютной святости Бога. Он есть любовь (таким образом, возвышаясь над ненавистью в её нравственном аспекте); Он не может лгать (Тит. 1:2); Он — Бог святости (1 Пет. 1:15).

Основной аргумент Иакова состоит в том, что поскольку Бог совершенно неподвластен искушению, Его природе несвойственно и искушать или соблазнять других. Ибо это само по себе стало бы злом. Местоимение «Сам» словно подчёркивает, что лично Бог не виновен в том, что человек грешит, поддавшись соблазну. Кто-то скажет, что в каком-то смысле Бог всё-таки ответственен за это, поскольку Он предусмотрел испытания, которыми воспользовался дьявол. Но даже в этом случае Бог не виновен в грехе. Он действует так, чтобы помочь человеку отразить нападки врага. Павел учит нас: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13).

Стих 14. Вероятность искушения и греха касается каждого. Библии не известно о понятии полного освящения, когда человек возвышается над самой возможностью греха, истребив в себе склонность к греху. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8). Даже Божий Сын был искушаем во всём, чем искушаемся мы (Евр. 4:15). Павел говорил, что ему приходилось усмирять и порабощать своё тело (1 Кор. 9:27).

Глагол, переведённый как «увлекаясь», означает «тащить или тянуть на верёвке». Это довольно сильное слово, выражающее власть похотей или страстей, бушующих в нас. Сравните с не менее выразительным языком Павла в Рим. 7:5, 18–24. Закон греха, действующий в наших членах, заставляет нас делать зло, даже когда наше сознание желает поступать праведно. Поэтому Павел называет себя «бедным человеком». Позднее и Иаков скажет об этих похотях (4:1), которые ведут войну в наших членах. Иаков подчёркивает, что именно наши желания (срав. 2 Тим. 4:3; 2 Пет. 3:3; Иуд. 18), а не Бог, искушают нас к греху. Искушение рождается внутри. По отношению к нам сатана связан (Мф. 12:29; Евр. 2:14) и не имеет над нами власти, кроме той, которую мы сами ему даём (1 Кор. 10:13). Его ухищрения не действуют, если только что-то внутри нас не откликнется на них. Если бы не тяга к еде или сексу, не было бы искушения к обжорству или блуду. Некоторые желания сильнее в одних людях, чем в других. Для кого-то алкоголь соблазн, а кто-то к нему совершенно равнодушен. Сатана ищет уязвимые места в наших членах.

Слово, переведённое как «похоть» («желание»; Современный Перевод, Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод) имеет нейтральную окраску в большинстве случаев использования светскими авторами. В Библии оно встречается как в положительном смысле, как в Прит. 10:24 («желание праведников»); Фил. 1:23; и 1 Фес. 2:17, так и в отрицательном, как в настоящем отрывке, означая стремление к чему-то запретному, особенно в контексте низменных плотских устремлений. В значении незаконного, запретного сексуального желания оно встречается в Рим. 7:7, 8; Кол. 3:5; 1 Фес. 4:5; Гал. 5:24; 1 Пет. 4:3; 1 Тим. 6:9; 2 Тим. 2:22; 4:3; 2 Пет. 2:10; Еф. 4:22. Совесть каждого честного человека свидетельствует о том, что только он несёт ответственность за свой грех. Подобно Давиду, мы должны признать: «Беззакония мои я сознанию, и грех мой всегда предо мною» (Пс. 50:5). Тысячи людей находят в себе силы подняться над обстоятельствами. Человек падает не из-за обстоятельств, а потому что уступил тому, что было внутри него. Интересно отметить, что похоти или желания в этом отрывке персонифицированы.

Глагол, переведённый как «обольщаясь», изначально использовался в контексте силков или капканов охотников. Затем его стали использовать, говоря об уловках порочной женщины. В 2 Пет. 2:14, 18 звучит предостережение против лжеучителей, которые «прельщают неутверждённые души» и даже показано, как они это делают.

Стих 15. Похоть персонифицирована, то есть представлена в виде обольщающей женщины. Грех является плодом уступки соблазнам похоти. В связи с этим некоторые комментаторы обращают внимание, что настоящим отцом греха является сатана. Однако Иаков использует аллегорию, и в этой аллегории он сосредотачивается только на желании самого соблазнённого. Использованное им слово «зачать» является обычным греческим словом для описания зачатия плода женщиной (срав. Быт. 4:1; 30:17; Лк. 1:24; и Септуагинта, и Лука используют одно и то же слово). В Пс. 7:15 в Септуагинте находится похожая метафора: «Вот, нечестивый зачал неправду, забеременел злобой и родил себе ложь». Возвращаясь к мысли о сатане, сравните иудейский трактат «Заветы двенадцати патриархов» (Вениамин 7:2), где сказано: «Мысли зачинают зло через Велиара (сатану)». Юстин Мученик в Диалоге с Трифоном сказал: «Даже будучи девственницей, Ева зачала слово неповиновения от змия и родила смерть» (гл. 100).

Глагол «рождает» является одним из обычных греческих слов с значением произвести потомство (Мф. 1:21, о рождении Иисуса). Образ рождения продолжается в слове, которое в Синодальной Библии переведено как «сделанный», в Международном Библейском Обществе — как «совершённый», хотя наиболее близок к оригиналу вариант Современного Перевода — «когда утвердится», то есть вырастет или созреет. Смерть не следует за грехом немедленно. Покаяние и исповедание (1 Ин. 1:7–9; Деян. 8:22) позволяют избежать последствий греха. Но если позволить греху бесконтрольно возрастать и действовать в нашей жизни без покаяния, он приведёт к гибели.

Хотя в следующей фразе «рождает смерть» в русскоязычных версиях стоит тот же глагол, что и в предыдущей, в греческом тексте это совсем другое слово, которое встречается в Новом Завете лишь здесь и в ст. 18 настоящей главы. Если раньше было сказано, что похоть зачинает и рождает грех, то этап зачатия смерти грехом теперь опускается, сразу переходя к рождению смерти. Когда грех возрастает и набирает силу, он обретает способность приводить к смерти. Этот общепризнанный факт подчёркивается и в других местах Писания: «Ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23; 8:6). В Мф. 7:13, 14 говорится о роковых последствиях следования путём зла.

«Смерть» — это не только физическая смерть, поскольку мы все однажды умрём (хотя иногда грех приводит к физической смерти). Также Иаков не имеет здесь в виду, что люди «умирают для добра» («Мёртвые по преступлениям и грехам», Еф. 2:1). Здесь идёт речь о вечной смерти или второй смерти (срав. Евр. 6:6 и 1 Ин. 5:16). Библия действительно учит, что дитя Божье может настолько согрешить, что окончательно погибнет. Кульминацией сказанного Иаковом является мысль, что конечным результатом искушений является смерть. Однако Бог, который даёт жизнь, не виновен в смерти тех, кому Он желает только добра.

Стих 16. Не обманывайтесь насчёт происхождения искушений. Этот стих продолжает предыдущую мысль. Божьи дары (о которых далее будет говорить Иаков) не бывают злы, они всегда благие. Поэтому никому не позволяйте обманывать вас, соблазняя к греху и обвиняя в этом Бога. Обращение «братья», как обычно, смягчает резкость слов Иакова. В Писании немало предостережений против лжи и обмана: Лк. 21:8; 1 Кор. 6:9; 15:33; Гал. 6:7.

Несложно увидеть связь этого стиха с темой, поднятой в ст. 13–15. Хотя некоторые предпочитают обвинять Бога в том, что Он — источник соблазна ко злу, они неправы. Каждый, кто соглашается с ними, обманывает сам себя. Божьи дары попадают лишь под одну категорию: добрые даяния.

Сказанное Иаковом об испытаниях некоторые люди могут использовать, чтобы обвинить Бога в искушениях, которые стали причиной их греха.

#библияонлайн #священноеписание #священныеписания #толкованиеновогозавета #библиянакаждыйдень #читатьбиблию #читаембиблиювместе #иаков #послание иакова #библия