Найти тему
Познающий

Эффект ассимиляции, или почему вам нужна хорошая компания?

Оглавление

Ещё один чрезвычайно интересный механизм нашей психики — это эффект ассимиляции. Может появляться в ситуациях, аналогичных эффекту контраста, но работает немного иначе. Проще всего объяснить этот эффект на примере.

Если вы принадлежите к группе людей, которых считают умными, вас также будут считать умными. Если вы будете являться частью группы, которая ведёт веселую жизнь, вас тоже будут считать весёлым. И неважно, являетесь ли вы на самом деле умным или весёлым.

Эффект ассимиляции заключается в переносе какого-либо признака окружающей среды на другую вещь или человека. Даже самый ленивый человек, оказавшись в амбициозно работающем коллективе, может быть оценен людьми со стороны, как трудолюбивый человек. Однако если вы окажетесь в группе, которая не заинтересована в выполнении задания, несмотря на все ваши усилия, вас также могут оценить как ленивого.

Так что эффект ассимиляции может работать как в вашу пользу, так и против вас. Всё зависит от того, осознаёте ли вы его силу.

Эффект ассимиляции в торговле

Эффект контраста и ему подобные часто используются в контексте различных убеждающих действий. Например, если вы хотите продать очень дорогой товар, но не хотите, чтобы его цена отпугивала потенциального покупателя, поставьте его на одну полку с ещё более дорогими товарами. В таком случае он будет казаться дешевле.

Эффект ассимиляции часто используется для переноса свойств более известных товаров на какой-то новый никому не известный товар. Так создаются различные подборки в стиле «5 предметов первой необходимости на каждой кухне». Где перечисляются 4 действительно полезных и часто покупаемых продукта и 1 новый продукт, который необходимо продать. Потенциальный покупатель видит, что у него уже есть 4, тех самых полезных товаров и понимает, что пятый ему скорее всего тоже нужен, даже если это на самом деле не так.

Вывод:

Самый важный вывод, который вы должны сделать, состоит в том, что в нашей жизни ничего не происходит изолированно. Каждая ситуация имеет свой особый контекст. Однако, когда вам нужно принять быстрое решение, вы совершенно не обращаете на него внимания.

Если вы хотите жить более осознанно и принимать более взвешенные решения, вы должны выработать привычку обращать внимание на контекст и предысторию ситуации. Я знаю, что поначалу это может быть трудно и болезненно. Однако в конечном итоге вы станете более внимательными и устойчивыми ко многим манипулятивным приёмам.

Эффект ассимиляции так силен, потому что он очень незаметен. Не происходит ничего необычного, что должно было бы привлечь ваше внимание. Однако ваша бессознательная часть воспринимает эти сигналы очень чётко. После чего предлагает вам решения, которые вы до сих пор не готовы были принять.