Нашла интересный этнографический материал, и, как обычно - спешу поделиться.
Для начала - небольшая справка. Туркмены в конце 19 века жили племенами. Эти племена частично подчинялись Хивинскому ханству, частично - Бухарскому эмирату, частично - Персии, и с 1802 года некоторые находились в российском подданстве. Но все это условная картинка, ибо в реальности характер у них был плохой и они практически никому не подчинялись, существуя достаточно автономно.
Они были в основном кочевниками, хотя некоторые племена жили оседло. У них существовал родовой строй, а, наряду с исламом, сохранялись и местные, доисламские верования. Ну и Российская империя продвигаясь в Средней Азии добралась до туркмен уже в последнюю очередь - примерно в 1880-х годах.
Здесь начали создаваться российские населенные пункты, началась добыча нефти и появилась российская администрация, которая особо в дела племен не лезла, но определенные изменения в их жизнь привнесла: прекратились междоусобицы, было отменено рабство, развивалось земледелие, для чего проводились масштабные ирригационные работы, но, в целом, как и в Средней Азии, на равных не воспринимали даже местную знать - она не была внесена в списки российского дворянства.
Русских здесь было мало, и на местную религию никто не покушался - православие не насаждали.
То есть - в целом местное население не будоражили, но и безобразничать не позволяли.
И вот в связи с этим, интересно, как это местное население смотрело на российскую администрацию и на русских.
Сразу скажу - без восторга.
Особенно без восторга смотрело на новую жизнь поколение стариков. Они не привыкли к мирному труду, к постепенному накоплению благосостояния - во времена их молодости материальные вопросы решались просто - грабежами соседей и молодецкими набегами, так что им было скучно, грустно, и они считали, что их свободу сильно ущемили (в общем-то, в этом смысле так оно и было).
И вот, в этнографических источниках сохранилась песня популярного в начале 20 века сказателя, который, ориентируясь, как все артисты, на вкусы зрительного зала, пел даже отдельную песню, в которой по костям разбирал - что именно в русских не нравилось местному населению.
Имя сказителя было Коръ - Молла, в 1906 году ему было 30 лет.
Он был потомственным сказителем-поэтом. Его отец тоже был популярным сказителем, и пока он был жив его сын занимался земледелием. Так он дожил до 25 лет, даже не пытаясь никогда заниматься поэзией. Потом его отец умер - а у сына появилась проблема - он начал слепнуть. А поскольку он долго находился рядом с отцом, а память у него была отличная - он знал множество старых преданий. Так что обстоятельства сложились таким образом, что бывший хлебопашец переквалифицировался и к 30 - годам стал уже бодро сочинять и исполнять свои произведения.
Все эти произведения, стихи, читались очень выразительно, нараспев. Это было такое народное творчество, очень популярное у туркмен. Фантазия у сына была менее богатая, по сравнению с отцом, поэтому, для того, чтобы ее подстегнуть он активно употреблял опиум. И при том, что он был весьма популярен и одаривали его хорошо, из - за этой привычки он едва сводил концу с концами.
Этнографы, которые записывали его поэзию были поражены контрастом между тем, насколько возвышенны были его стихи и тем, как он себя вел. когда их исполнял - то грязно выругается, то плюнет, то отрыжка у него громкая... И даже зависли на вопросе - может быть он специально так показывал свое пренебрежение к бренному миру? И даже проводили аналогии с некоторыми православными монахами - подвижниками, которые тоже то истово молились, то пьяные в грязи валялись, в чем их коллеги видели осмысленное унижение в этой жизни ради вознесения в будущей... Ну вот так.
Теперь, тезисно, список претензий к русским по исполненной песне (вообще песен у него записали много, но нас интересует только эта).
- опасение, что при длительном контакте русские отвратят туркмен от ислама
- признают идолов (имеются ввиду иконы), а истинного Бога не признают (видимо - Аллаха)
- не отрезают уши собакам (по местному обычаю собакам обрубали уши - почему это было так важно - не известно)
- не имеют силы - воли и слушаются женщин (при том, что туркменки тоже далеко не были забитыми условными восточными дамами)
- приучают туркмен не слушаться старейшин (видимо - тех самых дедов старой закалки, о которых я писала выше)
- ну и как бы провоцируют раскол в туркменском обществе, поскольку щедро награждают тех, кто с ними сотрудничает - а те потом свысока смотрят на соплеменников
- видимо,были случаи перехода в православие, поскольку упоминается и тот факт, что некоторые туркмены тоже начали поклоняться идолам
- местное население глядя на русских начинает употреблять алкогольные напитки (что запрещено в исламе), и их нравственное состояние ухудшается, в частности, они начинают говорить неправду (ну - такая связка у автора)
- далее он вспоминает военных предводителей туркмен, которые были орлами, но умерли до прихода русских, и сожалеет, что они не дожили до этого прихода, потому что хорошо бы пришельцам накостыляли.
- ну и на последок - выражается надежда, что неверные когда умрут отправятся прямиком в ад (видимо - это должно было внести приятную нотку в настроения слушателей).
Собственно - и все.
То есть, если суммировать - основная претензия сводилась к тому, что русские не были мусульманами. Я это увидела. Никаких претензий по поводу там, к примеру, зверств, как к англичанам в Индии, к грабежам (как помним, те же англичане вывезли из Индии дикое количество сокровищ, выковыривая их прямо из святынь), к целенаправленному стравливанию туркмен друг с другом, к жестокой эксплуатации... просто потому, что этого и в помине не было.
Интересно, какие песни бы он пел, если бы Россию в этом регионе опередила Англия? А гипотетически была такая возможность...
Закрываю комментарии к этой статье, так как обнаружила, что вполне безобидное и нейтральное по сути ее содержание взбудоражило многих обладателей больных голов.