Найти тему
VK Play

5 причин сомневаться в новой Mass Effect

Оглавление

От утраченного величия Bioware до шлейфа «Андромеды»

Новый выпуск серии ролевых игр Mass Effect — один из самых многообещающих релизов обозримого будущего, хотя о нем пока мало что известно. BioWare продемонстрировала лишь не особо информативный тизер, где намекнула на возвращение старых героев и умело поиграла на ностальгии. Наверняка в студии хотят восстановить репутацию Mass Effect после неоднозначной Andromeda и выпустить качественное продолжение, которого игроки ждут со времен финала оригинальной трилогии. Получится ли это у BioWare? Есть причины сомневаться.

Причина первая. Испорченная репутация современной BioWare

BioWare давно растеряла былое величие. После ухода Грега Зещука и Рэя Музыки и выпуска Mass Effect 3 студия не сделала ни одной бесспорно хорошей игры. А вот спорных у канадцев получилось сразу несколько подряд: Dragon Age: Inquisition, Mass Effect: Andromeda и, конечно, Anthem, которая вообще слабо вписывалась в профиль студии. Еще один максимально странный проект — эпизодический кооперативный онлайн-экшен Shadow Realms — BioWare отменила. Вероятно, к лучшему. Многочисленные расследования и анонимные признания сотрудников называют причиной неудач компании затянувшийся управленческий кризис, творческий спад и проблемы с технологической частью.

-2

BioWare начинала делать Dragon Age: Inquisition как MMORPG, но на полпути передумала и превратила ее обратно в сингловую RPG. Правда, раздражающие MMO-хвосты вроде странного устройства мира, собирательства и гринда так и остались в игре. Mass Effect: Andromeda в стрессовом режиме разрабатывало малоопытное подразделение BioWare в Монреале, долгое время не имея внятной концепции проекта и бесконечно споря с головным офисом в Эдмонтоне. И в случае с Inquisition, и в случае с Andromeda приходилось работать с движком Frostbite от шведской DICE, который создавался под серию шутеров Battlefield и не годился для RPG. В BioWare жаловались, что сделать при помощи Frostbite даже элементарное меню инвентаря было сложной задачей. Anthem так и вовсе разрабатывалась исходя из рыночных тенденций. Проект получился сырым и в целом неудачным. Игроки приняли его в штыки — никто не понял, зачем талантливые авторы ролевых игр столько времени «убили» на онлайн-боевик с микротранзакциями.

Череда неудач сильно ударила по репутации BioWare. Из компании, которая делает несомненные хиты и диктует моду в жанре RPG, канадцы превратились в коллектив, который должен едва ли не оправдать свое существование. Сегодня нельзя сказать с уверенностью, по силам ли прославленной команде в принципе создать шедевр уровня ее ранних игр. Провал сиквелов Mass Effect и Dragon Age может окончательно похоронить репутацию BioWare и лишить веры в нее последних фанатов.

Причина вторая. Уход людей, стоявших у истоков Mass Effect

В BioWare хватает сотрудников, которые работали над оригинальной трилогией Mass Effect, а сейчас задействованы в производстве новой части космооперы: например, сценарист Мак Уолтерс, ведущий дизайнер уровней Дастин Ивермен, режиссер Перриш Лэй, арт-директор Дерек Уоттс. Продюсирует игру опытный ветеран BioWare Брендон Холмс, а руководит разработкой главный дизайнер первых трех частей и соавтор оригинального концепта Mass Effect Престон Ватаманюк. Эти люди прекрасно знают лор франшизы и ее «закулисные» особенности. В отличие от Andromeda, которую делали «вторым составом» в BioWare Montreal, имена лидеров новой Mass Effect внушают осторожный оптимизм.

Что точно не радует — неучастие в разработке «отца» Mass Effect Кейси Хадсона. Это он когда-то придумал оригинальный концепт Mass Effect и убедил владельцев BioWare в том, что у игры есть потенциал стать откровением в жанре. Хадсон руководил созданием всех трех частей космооперы о командоре Шепарде (а до этого блестящей Star Wars: Knights of the Old Republic) и показал себя прекрасным творческим лидером. Сегодня, когда Mass Effect, по сути, нужно переосмыслять и переизобретать с нуля, вычленяя все лучшее из прошлых частей, такого профессионала и визионера, как Кейси Хадсон, BioWare может не хватить.

Творческий директор оригинальной трилогии Mass Effect Кейси Хадсон
Творческий директор оригинальной трилогии Mass Effect Кейси Хадсон

Не стоит забывать, что BioWare покинул и Дрю Карпишин, автор сюжета и главный сценарист первой Mass Effect. Именно от каркаса его истории отталкивались сценаристы следующих игр серии. Если BioWare планирует старт новой трилогии, ей нужен убедительный сюжетный базис. Хочется верить, что сценаристам компании удастся заложить его без Карпишина.

Также все еще чувствуется, что BioWare лишилась двух атлантов, которые поддерживали ее на своих плечах в лучшие годы — речь, конечно, про Рэя Музыку и Грега Зещука. Дела у компании разладились как раз после ухода основателей. Музыка и Зещук четко знали, в каком направлении двигать студию и какие идеи заслуживают реализации. Можно лишь фантазировать, что BioWare представляла бы из себя сегодня, сохрани она независимость.

Причина третья. Тень Electronic Arts

Многим игрокам досадно, что BioWare оказалась в собственности у Electronic Arts — издателя с весьма неоднозначной репутацией и ориентированного точно не на эпические синглплеерные RPG, которыми славится BioWare. Закрытие целого ряда дочерних компаний, многолетний акцент на одни и те же франшизы и игры-сервисы, эксперименты с моделями монетизации — политика EA часто подвергалась жесткой критике в игровом сообществе. По мнению бывшего продюсера BioWare Марка Дарры, Electronic Arts купила компанию Зещука и Музыки ради Star Wars: The Old Republic, которая обещала бросить вызов самой World of Warcraft. Первое время EA не слишком интересовалась другими проектами BioWare. Но когда Star Wars: The Old Republic стала задерживаться, издатель потребовал улучшить финансовые показатели при помощи какой-нибудь игры — именно поэтому, как считает Дарра, Dragon Age 2 пришлось выпустить уже через полтора года после первой части.

Марк Дарра
Марк Дарра

Игра получила смешанные отзывы и разделила фанатов на два лагеря: кому-то RPG понравилась, а кто-то ее возненавидел. Разработчиков хвалили за то, что они сумели в такие смешные сроки сделать вполне увлекательное ролевое приключение, и ругали за то, что Dragon Age 2 слишком отличалась от первой части и упростила почти все механики оригинала. Конечно, недовольные игроки связали спорную Dragon Age 2 с негативным влиянием Electronic Arts.

В 2012 году BioWare оставили Грег Зещук и Рэй Музыка — и это тоже повлекло слухи, что в уходе основателей может быть виновата EA. Однако Зещук и Музыка впоследствии никогда не связывали свое увольнение с Electronic Arts. Зещук утверждал, что они выгорели и больше ничего не могли дать компании. Слияние с EA, не вдаваясь в подробности, он сравнил с «медвежьими объятиями», что бы это ни значило. С уходом основателей в канадской компании начался управленческий кризис.

После Dragon Age 2 BioWare взялась за Dragon Age: Inquisition, а параллельно — за Mass Effect: Andromeda и Anthem. Разработка каждого проекта сопровождалась текучкой кадров и огромными сложностями, про которые вышло несколько объемных журналистских расследований. После релиза игры получили порцию критики. Особенно досталось Anthem, провальному эксперименту BioWare в жанре лутер-шутеров. Степень вмешательства Electronic Arts в разработку Anthem неизвестна, но издатель точно настаивал на внедрении в игру модели долговременной монетизации. «EA не требовала от BioWare клон Destiny. EA сказала: «Если хотите денег, покажите, как ваша игра будет приносить доход в долгосрочной перспективе»», — объяснял журналист Kotaku Джейсон Шрайер, общавшийся со многими сотрудниками BioWare.

-5

Сегодня BioWare пытается спасти репутацию, вернувшись к двум главным своим франшизам — Dragon Age и Mass Effect. Готова ли Electronic Arts дать больше шансов классическим синглплеерным играм и не требовать от BioWare внедрения каких-то дополнительных режимов и систем монетизации? Или после ужасного провала Anthem и вялых продаж Andromeda издатель наоборот, «зажмет гайки» и предъявит целый список ультимативных требований к будущим играм Bioware? Вопросы открытые.

Причина четвертая. Шлейф Андромеды

-6

Mass Effect: Andromeda можно долго ругать за техническое несовершенство, но все-таки основная проблема игры не в этом. Andromeda практически во всех аспектах сделала шаг назад по сравнению с оригинальной трилогией. «Да, «Андромеда» очень красива, и в ней есть несколько по-настоящему неплохих элементов, которые спасают от полного провала. Но в целом это драматическое понижение планки. Игры с таким невнятным сюжетом и такими невыразительными персонажами BioWare не выпускала уже давно», — писали мы в обзоре 2017 года.

На повестке дня вопрос: как опыт Andromeda отразится на новой части Mass Effect? BioWare, судя по тизеру, возвращается к корням серии, но полностью игнорировать наследие предыдущей игры компания вряд ли решится — ведь определенная часть геймеров могла начать знакомство с франшизой с «Андромеды», а другим эта RPG просто понравилась, и им хотелось бы увидеть ее продолжение хоть в каком-то виде. С этими игроками и их впечатлениями тоже нужно считаться. Каких героев из Andromeda студия вернет в сиквеле? Получат ли развитие механики предыдущего проекта? Сумеет ли вообще BioWare в новой игре грамотно увязать оригинальную трилогию со спорным и очень неровным продолжением? Наверняка в компании потратили немало времени на вопросы подобного толка. Пока одолевают разумные опасения, что Andromeda может стать своеобразным якорем для развития и переосмысления Mass Effect.

Причина пятая. Сомнительное продолжение сюжета

Постер новой Mass Effect
Постер новой Mass Effect

Тизер новой Mass Effect намекнул на возвращение героев оригинальной трилогии, а также на поиски командора Шепарда. BioWare ходит с козырей и играет на ностальгии. Похоже, новая Mass Effect будет прямым продолжением первых трех игр. Есть сомнения: а надо ли вообще продолжать сюжет трилогии? Действительно ли это хорошая идея? История Mass Effect 1-3 — законченная симфония, даже несмотря на смазанную и спорную концовку. И в логическом, и в драматургическом смысле сюжет можно считать завершенным.

Конечно, концовка Mass Effect 3 оставила вопросы. Что было дальше? Что случилось с героями? Какими последствиями обернулась битва со Жнецами и как от нее оправилось галактическое сообщество? Но это вопросы, которые просто интересно прокручивать и разбирать у себя в голове. Такие же оставляли после просмотра «Возвращение джедая» и «Матрица: Революция». Современное продолжение истории Люка Скайуокера («Звездные войны: Пробуждение Силы») и Нео («Матрица: Воскрешение») — показательное подтверждение, что к старым сюжетам лучше не возвращаться. Ничем хорошим и интересным это обычно не заканчивается. В эпоху франшиз плохие сиквелы стали неотъемлемой частью массовой культуры. Поэтому очень не хочется, чтобы «The Next Mass Effect» стала таким вот очередным дурацким и необязательным сиквелом, паразитирующим на любимых героях.