Найти в Дзене

Поздние варианты Су-25( Су-25УТГ, Су-25ТМ,Су-25УБ)

Оглавление

Еще в 1975 году ВВС СССР выпустили предварительное техническое задание на двухместный вариант Су-25. Получившийся в результате Су-25УБ стал основной для создания невооруженного учебно-тренировочного самолета и машины для подготовки летчиков морской авиации. Кроме того, планер двухместного самолета использовался при создании ряда последующих машин.

Эскизный проект Су-25УБ был готов в 1977 году, но первая машина, получившая обозначение Т-8УБ-1, поднялась в воздух лишь 10 августа 1985 года. Работа над прототипом Су-25УБ началась в 1981 году, затем его недостроенный планер и еще две машины послужили прототипами (Т-8М-1, Т-8М-2 и Т-8М-0 для статических испытаний) для усовершенствованного штурмовика Су-25Т.

Серийное производство Су-25УБ решили развернуть в Улан-Удэ, где был построен второй прототип Т8-УБ. Учебно-боевой Су-25УБ стал основой для создания учебного Су-25УТ, позднее переименованного в Су-28. Он предназначался для продвинутого обучения и замены чехословацких L-29 и L-39. Су-28 был двухместной машиной с упрощенным оборудованием, не способной нести вооружения. Единственный прототип, полученный путем переделки Т-8УБ, поднялся в воздух 6 августа 1987 года. В серии самолет не строился.

Палубный Су-25УТГ

Другим вариантом Су-25 УБ стал Су-25УТГ. Эта машина сохранила многие черты своего предшественника, но ее конструкция была усилена, чтобы выдержать посадки на палубу. Кроме того, самолет оснастили тормозным крюком, установили новое шасси и оборудование для посадки на авианосец. В ОКБ надеялись, что Су-25 будет выбран в качестве палубного штурмовика, и еще в 1984 году самолет Т-8-4 проходил в Саки испытания на комплексе «Нитка», имитирующем палубу авианосца. Надежды ОКБ не оправдались, но было ясно, что Су-25 может стать базой для учебной машины сухопутного базирования, способной садиться на палубу. Предполагалось, что самолет будет в основном использоваться для обучения опытных пилотов технике посадки на авианосец на комплексе «Нитка». После того, как пилоты освоят свои боевые машины (Су-27К или МиГ-29К), они должны были выполнить один или два ознакомительных полета на Су-25УТГ. Поскольку основным местом базирования Су-25УТГ были береговые аэродромы, складывающееся крыло на нем устанавливать не стали.

Прототип Су-25УТГ (Т-8УТГ-1) совершил свой первый полет в сентябре 1988 года. А 21 ноября 1989 года машина совершила посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) «Тбилиси». За прототипом последовала серия из десяти новых Су-25УТГ. Пять самолетов были отправлены в Североморск, к месту базирования ТАКР «Кузнецов». Остальные пять самолетов отправили в Саки, где в последствии они попали на состав ВВС Украины. Хотя на вооружении ВМС России оставался лишь один авианосец, четыре Су-25УТГ в Североморске были явно недостаточно для подготовки пилотов. Поэтому встал вопрос о переделке 10 Су-25УБ в вариант Су-25УБП.

ВВС РФ доработали часть своих старых штурмовиков до стандарта Су-25СМ. Эти самолеты получили комплекс бортового оборудования "Пантера" и РЛС "Копье-25" и способны нести современные образцы вооружения.
ВВС РФ доработали часть своих старых штурмовиков до стандарта Су-25СМ. Эти самолеты получили комплекс бортового оборудования "Пантера" и РЛС "Копье-25" и способны нести современные образцы вооружения.

Усовершенствованные штурмовики

Пока разработка новых вариантов штурмовика шла невысокими темпами, стал доступен новый двигатель Р-195, имевший повышенную тягу и меньшее ИК-излучение. Помимо партии из 50 буксировщиков мишеней Су-25БМ, двигатели Р-195 установили на все усовершенствованные варианты Су-25(Т-8М). Работы над усовершенствованным штурмовиком начались в 1981 году с учетом результатов боевых испытаний прототипов Т-8 в Афганистане. Новый вариант должен был иметь большую массу, быть более устойчивым к боевым повреждениям и нести системы и оборудование, позволяющие выполнять полеты днем и ночью в любых погодных условиях.

Грузинский Су-25КМ "Scorpion" был доработан израильской фирмой "Elbit Systems" и получил "стеклянную" кабину и оборудование, совместимое со стандартами НАТО. "Scorpion" вероятно использовались Грузией во время войны в Южной Осетии в 2008 году.
Грузинский Су-25КМ "Scorpion" был доработан израильской фирмой "Elbit Systems" и получил "стеклянную" кабину и оборудование, совместимое со стандартами НАТО. "Scorpion" вероятно использовались Грузией во время войны в Южной Осетии в 2008 году.

Созданию нового Т-8М (позднее ставшего Су-25Т) придавалось столь большое значение, что для его постройки использовали практически готовый прототип Т-8У (а также планер Т-8У для статических испытаний). Работы по постройке начались в 1983 году. На самолета постарались по максимум использовать все внутренние объемы, чтобы разместить больше топлива и новое бортовое оборудование, которое включало навигационную систему «Восход» с двумя цифровыми ЭВМ. Также усилили бронирование машины. Чтобы освободить внутренние объемы, пушку установили под фюзеляжем со смещение на правый борт.

Усовершенствованные системы

За окном в носовой части установили оптико-электронную прицельную станцию «Шквал», включавшую ТВ-систему с высоким разрешением, лазерный дальномер-целеуказатель и систему наведения ракет 9М120 «Вихрь». Для обеспечения круглосуточного применения Су-25Т мог нести под фюзеляжем контейнер с телевизионной системой низкоуровневого освещения «Меркурий». Комплекс бортовой обороны «Иртыш» включал станцию активных помех «Гардения», систему предупреждения об облучении «Береза» и станцию радиотехнической разведки «Пастель». Начиная с третьего прототипа, стали устанавливать станцию оптико-электронных помех «Сухогруз».

"Scorpion" оснащен новой системой применения оружия (WDNS), значительно увеличивающей точность при использовании обычных боеприпасов. Управление самолетом осуществляется в соответствии с концепцией HOTAS, а у пилота имеется нашлемный индикатор. Изготовлено всего восемь таких машин, находящихся на вооружении ВВС Грузии и Туркменистана.
"Scorpion" оснащен новой системой применения оружия (WDNS), значительно увеличивающей точность при использовании обычных боеприпасов. Управление самолетом осуществляется в соответствии с концепцией HOTAS, а у пилота имеется нашлемный индикатор. Изготовлено всего восемь таких машин, находящихся на вооружении ВВС Грузии и Туркменистана.

Прототип Т-8М-1 поднялся в воздух 17 августа 1984 года. Еще два опытных самолета присоединились к программе испытаний в 1985-1986 годах, хотя Т-8М-2 был потерян в одном из полетов. Еще два планера использовались для статических испытаний. Новый вариант предлагался на экспорт под обозначением Су-25ТК (прототипом-демонстратором стал Т-8М-3, у которого доработали оборудование), пока ОКБ не сменило его поначалу на Су-34. Но это обозначение не прижилось, и было присвоено другому самолету. Сут-25ТК мог нести под фюзеляжем контейнер «Вьюга» с аппаратурой для выдачи команд наведения ракетам.

Первая серия из восьми Су-25Т была построена в Тбилиси (первый самолет облетали в июле 1990 года). К тому времени уже шли работы более совершенствованным вариантов Т-8ТМ (Су-25ТМ) с расширенным комплексом бортового оборудования. Несколько Су-25Т ВВС РФ принимали участие в боевых действиях в Чечне.

Построенные в Улан-Удэ Су-25ТМ внешне мало отличались от Су-25Т/ТК. Но зато они могли нести под фюзеляжем новые контейнеры. В одном из них размещалась РЛС миллиметрового диапазона «Кинжал», а в другом- тепловизионная система «Ход». Самолет также мог нести контейнер с РЛС «Копье-25», позволяющей использовать режим огибания рельефа местности и обеспечивающей сопровождение нескольких целей, выдачу целеуказаний ракетам и картографирование местности. Первый прототип Су-25Т (Т-8М-1) послужил прототипом Су-25ТМ и получил обозначение Т-8ТМ-1. За этой машиной последовали еще два прототипа Т-8ТМ-2 и Т-8ТМ-3.

Су-25ТМ предлагавшийся усовершенствованный вариант противотанкового Су-25Т, прошедшего боевые испытания в Чечне. Многие системы, созданные для Су-25ТМ, использовались при модернизации строевых СУ-25СМ,
Су-25ТМ предлагавшийся усовершенствованный вариант противотанкового Су-25Т, прошедшего боевые испытания в Чечне. Многие системы, созданные для Су-25ТМ, использовались при модернизации строевых СУ-25СМ,

В ОКБ Су-25ТМ имел временное внутреннее обозначение Су-39, так и оставшееся неофициальным. Поскольку Су-25ТМ остались невостребованными, совершенствование Су-25 сместилось на программы модернизации уже построенных машин, осуществляемые как в России, так и за ее пределами. Грузия совместно с израильской фирмой «Elbit» модернизировала свои самолеты. Первый из них, получивший обозначение Су-25КМ «Scorpion», взлетел 18 апреля 2001 года. «Scorpion» имеет оборудование на базе стандарта Mil Std 1553B, модернизированную кабину, усиленный планер и новую систему управления вооружениям.

В РФ Су-25 первого поколения дорабатываются до стандарта Су-25СМ, предусматривающего новое оборудование кабины, установку прицельно-навигационной системы ПрНК-25CM с GPS, усовершенствованную аппаратуру РЭП и новую систему управления вооружением. Первые шесть доработанных Су-25СМ были переданы ВВС России в декабре 2006 года. Взлетевший в декабре 2008 года, Су-25УБМ является аналогичным образом доработанным вариантом двухместного Су-25УБ.

Подписывайся,ставь палец вверх. Пиши комментарии.