Найти в Дзене
В Движении

Купил редкий 412-й "Москвич": как покупка раритета обернулась большим разочарованием

Иногда истории про старые автомобили начинаются с ностальгических воспоминаний о детстве или рассказов про дедушкин гараж. А иногда всё куда прозаичнее: человек без гаража, без навыков вождения и ремонта покупает вслепую редкий коллекционный автомобиль практически вслепую. Спойлер: ничем хорошим это не заканчивается. Речь пойдёт о Москвиче ИЖ-412 1974 г. в так называемом экспортном исполнении. Машина попалась необычная - с фиалковой заводской окраской, прямоугольными фарами и хромированной решёткой радиатора. Таких в принципе делали мало, а в фиалковом цвете, который применялся только в 1974-1975 гг., известно всего 3-4 сохранившихся экземпляра. Объявление нашлось в Ульяновской области, всего в 200 км от Тольятти. Продавал авто некий молодой человек - автомобиль достался ему от деда. По телефону всё звучало прекрасно: мол, состояние отличное, всё с ней хорошо, машина "о'кей". Покупатель загорелся идеей приобрести раритет, но когда ему предложили за 3000 руб. съездить посмотреть машину

Иногда истории про старые автомобили начинаются с ностальгических воспоминаний о детстве или рассказов про дедушкин гараж. А иногда всё куда прозаичнее: человек без гаража, без навыков вождения и ремонта покупает вслепую редкий коллекционный автомобиль практически вслепую. Спойлер: ничем хорошим это не заканчивается.

Речь пойдёт о Москвиче ИЖ-412 1974 г. в так называемом экспортном исполнении. Машина попалась необычная - с фиалковой заводской окраской, прямоугольными фарами и хромированной решёткой радиатора. Таких в принципе делали мало, а в фиалковом цвете, который применялся только в 1974-1975 гг., известно всего 3-4 сохранившихся экземпляра.

-2

Объявление нашлось в Ульяновской области, всего в 200 км от Тольятти. Продавал авто некий молодой человек - автомобиль достался ему от деда. По телефону всё звучало прекрасно: мол, состояние отличное, всё с ней хорошо, машина "о'кей".

Покупатель загорелся идеей приобрести раритет, но когда ему предложили за 3000 руб. съездить посмотреть машину лично, провести целый день в Ульяновске с осмотром и тест-драйвом, решил, что это слишком дорого.

-3

Вместо этого он просто позвонил продавцу, перевёл деньги, попросил оформить ДКП, упаковать документы и отправить машину на эвакуаторе. Гаража у самого покупателя не было, поэтому Москвич должен был приехать в гараж к другу. И вот тут началось самое интересное.

На момент покупки машина объективно стоила 20.000-30.000 руб. - это была её адекватная цена в том состоянии. Но куплена она была за баснословные деньги, которых этот Москвич не стоил даже после качественной реставрации. Владельцу до сих пор стыдно за эту сделку, поэтому имя его и точную сумму покупки я не раскрываю.

-4
-5

Когда эвакуатор выгрузил машину в гараж, стало понятно: это абсолютный металлолом. Не в нормальном, не в терпимом, ни в каком-то более-менее приличном состоянии. Машина полностью не на ходу. Неисправно было вообще всё, что может быть неисправно.

-6

Плюсов нашлось ровно два. Первый - знак "плюс" на клемме аккумулятора. Второй - сам аккумулятор оказался новым, прямо из магазина в целофане, заряженный. Зачем в полный утиль ставили новую батарею - загадка. Ещё один условный плюс: машина на документах, находится на советском учёте, с бумагами вроде всё в порядке.

-7

С эвакуатора Москвич кое-как с десятого раза один раз завёлся, пропыхтел 15 м до ворот гаража, заехал внутрь и окончательно превратился в недвижимость. Больше заводиться не стал вообще никак.

Когда стало ясно, что машина скорее всего поедет в утиль, было решено попытаться её хоть как-то оживить. На своей инициативе в автомобиль вложили около 10.000 руб.: поменяли свечи, высоковольтные провода, прочистили карбюратор, заменили катушку зажигания, зарядили аккумулятор. После этого ИЖ-412 наконец-то начал заводиться даже с первого раза, держать холостые обороты и как-то ездить вперёд-назад.

Но тут выяснилась другая проблема. Машину, видимо, готовили к сдаче в утиль, и тормоза были просто уничтожены. Задних тормозных механизмов не было вообще, тросса ручника оборваны, передние превратились в комья ржавчины. Топливного бака фактически тоже не было - он был залит какой-то тягучей жижей, очистить которую невозможно. Топливной магистрали под днищем не существовало, машина питалась из бутылочки под капотом.

Чтобы восстановить тормозную и топливную магистраль, тросса ручника, нужен был специнструмент и подъёмник. В обычном гараже это уже было не сделать.

Не так давно на одной из выставок произошло знакомство с ребятами из Самарского москвич-клуба, которые сами себя называют "главным управлением ЗАО Москвич по Самарской области". Услышав всю историю, они предложили забрать автомобиль в Самару на жёсткой сцепке и у себя на базе восстановить тормоза, топливную магистраль и заставить его нормально ездить.

-8

Через неделю машина своим ходом вернулась из Самары в Тольятти. Казалось бы, теперь есть ездовой автомобиль. Но как бы не так. По ходу перегона выяснились новые проблемы: практически полностью отсутствует сцепление (выжимной умер, само сцепление пора менять), у коробки пропала задняя передача, первая передача вылетает. Чтобы просто безопасно ездить по городу, нужно вложить ещё несколько десятков тысяч рублей.

А для полноценной реставрации, как изначально хотел новый владелец, потребуется несколько сотен тысяч: нужен кузовной ремонт (машина вся в сквозной ржавчине и гнилье), сварка, покраска, хромирование всех элементов, замена электропроводки, новая обшивка салона, новые стёкла. Список можно продолжать долго.

Сейчас в машину уже вложено около 100.000 руб., и это только для того, чтобы она как-то ездила. Владелец понимает, что дальнейшие вложения нецелесообразны, а полная реставрация обойдётся дороже покупки уже готового отреставрированного экземпляра. Дальнейшая судьба этого фиалкового ИЖ-412 под вопросом, и есть три варианта развития событий.

Первый - сделать из него простую ездовую машину, вложив ещё 20.000-30.000 руб. Это позволит безопасно кататься по городу вечерами, когда поток не такой интенсивный.

Второй вариант - полноценная реставрация до музейного состояния. Но здесь счёт идёт на несколько сотен тысяч рублей. Причём несколько сотен нужно не только на покраску, но и на переварку практически всего кузова. Дело в том, что в машину был вварен кастомный самодельный фаркоп, причём прямо в задние лонжероны.

Полностью переварена задняя часть: там сейчас стоят две вертикальные запаски (как на Жигулях, только на Жигулях с одной стороны, а здесь с двух). Это не заводская идея - предыдущий владелец переварил заднюю часть, уничтожив коллекционную историческую ценность автомобиля.

-9
-10

Гнилые пороги были вырезаны прошлым хозяином, а на их место из листа металла согнуты новые, которые к оставшемуся живому металлу прикручены саморезами. Днище тоже подвергалось ремонту, причём не самому качественному.

-11

Чтобы сделать машину коллекционной, надо не только полностью перекрасить, но и полностью переварить кузов. Несколько сотен тысяч за перекраску и несколько сотен за переварку - целесообразность такого мероприятия сомнительная.

-12
-13

Третий вариант - отправить в утиль: распилить на металл, продать самые дорогие запчасти и забыть. Что из этого лучше - вопрос открытый.

Главный вывод из этой истории простой: никогда не покупайте автомобили вслепую. Всегда смотрите машину лично, либо отправьте на осмотр человека, которому доверяете на 100%. Сэкономленные 3000 руб. на поездку обернулись потерей десятков тысяч и разочарованием.

Несмотря на плачевное состояние, этот Москвич действительно интересен. Версия с прямоугольными фарами и хромированной решёткой радиатора называется экспортной. Многие сейчас поспорят: мол, какой экспорт, если шильдик на русском?

-14

Но речь о так называемой экспортной модификации - такие машины часто шли именно на экспорт, поскольку прямоугольные фары и хромированная решётка считались более дорогими и элитными. Таких автомобилей делали мало, а в фиалковом цвете - и того меньше.

Поскольку это была топовая версия, которую мог сделать Ижевский автозавод в 1974 г., здесь есть интересные детали:

Пепельницы на задних дверях - не только в Жигулях такое встречалось. В машине стоял приёмник от ВАЗ-2103 и один монодинамик (сейчас не сохранились). Отделка салона выполнена с пластиком на торпедо, экокожаными креслами и обшивками дверей.

-15

В Москвиче, спроектированном ещё в 60-х гг., сделано гениальное решение. Здесь топливный бак запираемый. Лючок не откроешь, пока не откроешь багажник. А багажник не откроешь, пока не откроешь дверь салона, не сядешь и не дёрнешь ручку возле водительского сиденья.

-16

Следующий момент, воздухозаборник над капотом. Его можно открыть из салона и получить приток воздуха с улицы, который никак не подогревается печкой. Это позволяет ездить с закрытыми окнами чуть дольше, даже когда на улице потеплело. А с закрытыми окнами всегда приятнее - мусор не летит, мухи не залетают.

-17

Решётка по центру - не обдув лобового стекла, а место под динамик. А две ручки - не регулировки громкости, это управление воздухозаборником. Тянешь ручку - воздухозаборник над капотом открывается, поднимается.

-18

Очень интересная штука - ручки в салоне. Многие люди, которые никогда не ездили на Москвиче и в первый раз садятся даже как пассажиры, реально удивляются. Ручка, которая открывает дверь, выглядит практически так же, как ручка стеклоподъёмника.

-19

Под капотом стандартный уфимский мотор УЗАМ-412 мощностью 75 л.с., 4-ступенчатая коробка передач - всё как у любого другого Москвича. По рекомендациям специалистов из Самарского москвич-клуба, двигатель надо крутить минимум до 4000, а лучше до 5000 об./мин., потому что только после 3000 он оживает.

-20

Тест-драйв начался с того, что мотор немного подостыл и сразу заводиться не хотел. На приборке слева горит здоровенная зелёная лампочка - это индикатор левого поворотника. Синяя лампа показывает дальний свет, который включается кнопкой на полу. Правда, индикатор почему-то не срабатывает.

Многие не понимают, как пользоваться подрулевыми ручками в Москвиче. Все пытаются их нажать, а на самом деле их надо просто на себя тянуть. К Жигулям люди привыкли, а к Москвичам нет.

Печка работает, дует тёплым в ноги, есть даже пепельница и прикуриватель. На момент 1974 г. это лучший автомобиль, который мог сделать Ижевский автозавод: мотор 412, 4-ступка. Правда, в коробке сейчас нет задней передачи, но ладно.

-21

Первые метры даются с трудом - машина немного дёргается, пинается. Неудивительно: 30 лет ездил, 20 лет стоял. Из-под него что-то вытекает - то ли вода, то ли масло из коробки. Тормоза барабанные, без усилителя - вся тормозная система состоит из педали, главного тормозного цилиндра и трёх тройников, которые раскидывают усилие между колёсами. Усилия, естественно, минимальные.

Подвеска жёсткая, амортизаторов фактически нет: сзади два амортизатора не просто вытекли, а разгерметизировались полностью. Они вообще отсутствуют как функциональный элемент.

Периодически машина глохнет в самые неожиданные моменты, стрелка датчика топлива чудит и останавливается - надо постучать, чтобы она показала правильное значение. Зато зарядка есть, давление масла чуть-чуть есть, датчик температуры воды работает, даже греемся нормально.

Резюме

Впечатления от поездки на этом Москвиче можно описать одним словом - непередаваемые. Нельзя сказать, что не понравилось. Сказать, что это восторг, тем более нельзя. Но впечатления действительно непередаваемые.

А главное - история получилась поучительная. 3000 руб. на поездку и осмотр показались дорого. В итоге потрачено более 100.000 руб., а машина всё ещё не в том состоянии, в котором её хотелось видеть. Не повторяйте чужих ошибок.