Очередной эпизод бесконечного сериала Marvel знаменует собой новый этап деградации этого некогда стройного и осмысленного мира.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Невино, Недомино», чтобы не пропускать наши новые публикации.
В конце июня 2022 года состоялся онлайн-релиз нового полнометражного фильма про житие-бытие бывших Мстителей под названием «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» (Doctor Strange in the Multiverse of Madness). Эта картина является продолжением не только первого «Доктора Стрэнджа», но и прошлогоднего сериала «Ванда/Вижн» (WandaVision). Именно Ванда Максимофф (Элизабет Олсен), также известная как Алая Ведьма, выступает в новом «Стрэндже» в качестве злодейки.
Сразу скажем, что смотрится это довольно странно: добрая колдунья вдруг просто становится злой безо всяких видимых причин (во всяком случае, если вы не смотрели сериал). Такая бесхитростная сказка сильно напоминает предыдущий блокбастер, снятый режиссёром нового «Стрэнджа» Сэмом Рэйми — «Оз: Великий и Ужасный» (Oz the Great and Powerful), вышедший на экраны в далёком 2013 году. По ходу просмотра выясняется, что параллель неслучайна: подзабытый широкой публикой постановщик, нанятый вместо режиссёра первого «Стрэнджа» Скотта Дерриксона (который покинул проект из-за «творческих разногласий»), явно решил воспользоваться случаем и снять дорогостоящий оммаж своему творчеству прошлых лет.
Как известно, голливудская продукция уже давно скатилась в бесконечные самоповторы, и проблески оригинальности в высокобюджетном американском кино случаются всё реже. «Мультивселенная безумия» не стала исключением: её сюжетная завязка выглядит копией недавно вышедшей сюрреальной фантастики «Всё везде и сразу» (Everything Everywhere All at Once), где всё тоже строилось вокруг способности главной героини свободно перемещаться между параллельными реальностями.
По мере развития истории мы видим ровно то, чего и следовало ожидать после успеха последнего «Человека-паука» (и что автор данного текста предсказывал в рецензии на него): в новом «Стрэндже» появляется Профессор Ксавье (Патрик Стюарт) из «Людей Икс», а также набор нелепых супергероев, словно придуманных Джеймсом Ганном для его «Отряда самоубийц: Миссии навылет» (The Suicide Squad), но по какой-то причине не вошедших в фильм. Особенно доставляет Капитан Америка, в параллельной реальности ставший женщиной с мужским лицом (актриса Хэйли Этвелл, игравшая возлюбленную Стива Роджерса в предыдущих картинах вселенной Marvel). Этот «трансгендерный» поворот — не единственное символическое отражение современных США в ленте Рэйми. Есть ещё символы расово-этнические: Капитан Марвел из белой женщины превратилась в негритянку, а молоденькую главную героиню-мексиканку зовут Америка Чавес, и вся надежда человечества — на неё.
Впрочем, как уже говорилось, главная отличительная черта нового «Доктора Стрэнджа» — в аллюзии на предыдущие фильмы Рэйми, и в первую очередь, конечно, на «Зловещих мертвецов». Ничтоже сумняшеся, режиссёр вставляет в супергеройское кино элементы своего излюбленного треш-хоррора и в итоге забивает ими всё: доходит до того, что Бенедикт Камбербэтч играет сгнившего зомби, ведущего в атаку потусторонние силы тьмы. Это выглядит как совершеннейшая дикость и полностью разрушает ту единую стилистику, которой вселенная Marvel придерживалась 14 последних лет, с момента выхода на экраны первого «Железного человека» (Iron Man).
Можно сказать, что на «Мультивселенной безумия» эта вселенная закончилась, а вместо неё началась хаотичная какофония. Наверняка местами она будет забавной, яркой и талантливой — в США ещё очень много подзабытых культовых режиссёров со своим уникальным стилем — но колоссальный проект «Мстителей», державшийся на плаву неправдоподобно долго, наконец пошёл ко дну. Очень любопытно, сможет ли Голливуд выдавить из себя что-нибудь сравнимое по масштабу и художественному уровню ему на замену, или бессмысленная какофония самоповторов станет окончательной доминантой американского кино.