Продолжение. Начало тут
Вот и подошла к завершению "фантазийная штука" кинорежиссера Дмитрия Иосифова в виде двенадцатисерийного фильма "Елизавета". Не понятны причины, почему премьеру фильма на телеканале "Россия" отложили на осень. Как говорится, раньше сядешь - раньше выйдешь. Или сначала решили проверить реакцию зрителей на интернет-платформе "Смотрим"? Как народ отреагирует на эту "фантазийность"?
Цели, какую заявил режиссер Иосифов - "фантазийная штука" заставит зрителей обратиться к реальной истории, вряд ли будет достигнута. Уж слишком много там "фантазийности". А вернее все. Да, герои фильма носят имена реальных исторических персонажей, но никакого отношения к своим прототипам они не имеют. Абсолютно. На все сто процентов.
Но немного вернемся к событиям сериала, которые происходят в последних четырех сериях. Авторы фильма решили - гулять так гулять, и на все деньги спонсоров. Нечего жалеть этих самых исторических героев. именами которых они воспользовались в своей поделке, ударим "фантазийностью" по истории. Знатоки истории уже со второй серии сериал прекратят смотреть, а остальным объясним, что "это же художественный фильм, хотите достоверности - смотрите документалку."
В общем, царь Петр Второй заболел оспой, и болезнь оказалась смертельной. Лежит Петруша в Лефортовском дворце под присмотром князя Алексея Григорьевича Долгорукого и его сына, фаворита Петрушиного, Ивана. Вот-вот умрет, а как же свадьба с дочкой А. Г. Долгорукого Екатериной? Надо быстро обвенчать больного и подписать тестамент о назначении императрицей Кати Долгорукой.
Но болезнь заразная. Тогда А. Г. Долгорукий, его сын Иван, невеста Катя надевают противогазы образца 18 века и с батюшкой идут в спальню к больному. Батюшка одевать противогаз не стал, сказал, что его Бог хранит.
Не получилось венчаться. В реальной истории действительно была такая попытка, но Остерман предотвратил ее. Тогда Долгорукие написали фальшивку - завещание Петруши в пользу Кати, Ванька Долгорукий искусно подделал царский почерк. Но эта афера не прокатила у других членов Верховного Тайного Совета. Нарушая все законы, ведь имелось же завещание Екатерины Первой, что в случае смерти Петруши ему наследует Елизавета, тогдашние олигархи даже не стали рассматривать кандидатуру Елизаветы. Решили поставить на престол двоюродную сестру цесаревны герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну.
Анна Иоанновну играет Светлана Смирнова, ранее известная как жена Глеба Георгиевича Шилова из "Ментовских войн". Там она играла очень интеллигентную следователя Следственного комитета. А здесь ей сказали играй хабалку деревенскую.
Вот в чем всего сериала позитив, так в том, что тридцатисемилетнюю Анну Иоанновну играет тридцатисемилетняя Светлана Смирнова. Все-таки это не 65-ти летняя Инна Чурикова, как в сериале Светланы Дружининой. Вот только надо было малость подкормить актрису, Анна Иоанновна была женщина в теле. Да и дурой она не была. Все-таки царская дочь, занимались ее образованием, несколько языков знала.
А так как члены Верховного Тайного Совета, типа, тогдашние олигархи, решили ввести в России конституционную монархию, то вынудили подписать Анну "кондиции", практически лишавшие ее царской власти. Анна их подписала и ее провозгласили императрицей. Олигархи думали, что будут вертеть сельской дурочкой, как хотят.
История очень напоминает 31 декабря 1999 г., когда ЕБН сделал российскому народу новогодний подарок, пустив слезу, заявил - "я устал, я мухожук". И вот так же олигархи подсунули ему ВВП, как человека, при котором все будет, как при ЕБНе. То есть такой с виду невзрачный, не особо развитой, которым можно будет олигархам легко манипулировать. Повязали "кондициями" и посадили на царствование. Так и царствует до сих пор.
Но в реальной истории с Анной Иоанновной российское служивое дворянство бросилось в ноги к матушке-императрице и попросило этих "верховников-олигархов" по одному месту мешалкой, и править самодержавно. Анна порвала эти самые кондиции, а потом начала добивать олигархов. Кому голову отрубила, кого в тюрьму.
Так как в фильме Елизавете делать особо нечего, то авторы фильма сделали ее главным инициатором того, чтобы сестрица избавилась от олигархов. В реальной истории она вот уже два года жила в деревне со своим любовником-ординарцем, сержантом Семеновского полка Алексеем Шубиным, кстати, семейным человеком. И никакого участия в борьбе с верховниками не принимала, дышала свежим деревенским воздухом.
В фильме же Елизавета просит Шубина поднять гвардейский полк. То есть какой-то мелкий ординарец, поручик по фильму, минуя генералов и фельдмаршалов, может взбунтовать гвардию. Кино одним словом. Гвардейцы во главе с Елизаветой врываются на заседание олигархов. Анна рвет "кондиции", все счастливы.
Но тут Елизавета узнает, что беременна от Шубина. А тот все никак не сделает ей предложение. Елизавета в унынии. Но вновь проявляется то самое "завещание Петра Первого". Зритель уже и забыл про него, но авторы решили вытащить этот просроченный продукт. Просроченный, потому что есть уже более позднее завещание Екатерины Первой, где престол должен передаваться Елизавете. Расстроенный крушением планов Ванька Долгорукий отдает это завещание, которое в свое время он отобрал у Меншикова, Елизавете. У Елизаветы это завещание забирает Шубин, прячет у себя.
Дальше идет жуткая мелодрама между наперсницей Елизаветы Маврой Шепелевой, "пионером" Александром Шуваловым, и княжной Прасковьей Юсуповой.
А Мавра к тому же завербована Остерманом. И это ей пригодилось. Чтобы уничтожить соперницу княжну она делает донос, что Елизавета готовит заговор, Шубин пособит с войсками, княжна Прасковья занимается колдовством, и ее папа князь Юсупов в заговоре в бывшими "верховниками", которые хотят свергнуть Анну Иоанновну.
Донос поручают расследовать главе Тайной канцелярии, политической полиции, Андрею Ивановичу Ушакову. Его кредо.
— Ныне народ русский стыдлив стал: доносить в подлость себе почитает. А донос — дело государево, и служба за царями не пропадает! Так ведено объявить крепчайше Сенату и Коллегиям, по кораблям и полкам, по кабакам и площадям, чтобы отныне всякой, кто ведает зло потаенное, пусть кричит, не таясь: “Слово и дело”!
Играет его Анатолий Горячев. Тут с возрастом тоже попали. И актеру и герою по 58 лет. Правда, те 58 лет это не нынешнее, и был Андрей Иванович тогда уже довольно таки древним старичком. Но все равно, Горячев роли не испортил, чувствуется опыт, не "пионер" какой-нибудь.
И пошла дальше самая "фантазийность". При аресте "пионеры" и Шубин оказывают сопротивление представителям спецслужб. Но Андрей Иваныч Шубина только один раз своей любимой тросточкой тюкнул, и оттаскивайте. Всех в крепость. И все это на глазах у Елизаветы, у нее выкидыш. Шубина на дыбу - он и сдал петровское завещание.
А еще арестовали князя Юсупова и его дочь Прасковью. Тут полный бред В реальности князь Юсупов ни в каком заговоре не состоял, наоборот, был активным сторонником Анны Иоанновны, помогал ей взойти на престол самодержицей. Был обласкан императрицей, стал руководителем Военной коллегии и генерал-аншефом. Но неожиданно быстро умер.
А это дочь его Прасковья, тоже в камере, допрашивают ее.
История смерти князя Григория Дмитриевича Юсупова загадочна, так же как и загадочна история его дочери. Через несколько дней после смерти отца, он умер в своем доме, никто его не арестовывал, Прасковью неожиданно арестовали. И вот с кого надо брать пример исторической "фантазийности" авторам фильма - с Валентина Саввича Пикуля. Вот как в своем романе "Слово и дело" он описывает смерть Юсупова и за что арестовали его дочь.
Сюйда пусть придет, — сказал старик по-татарски… И вошла Сюйда (во крещении княжна Прасковья Григорьевна). Сама она в шальварах, блестел от пота голый живот. Поверх девичьих плеч супервест накинут. На волосах черных — чепец голландский. Тонкая, худая, злющая! А глаза из-под сабель-бровей глядят на отца — вдумчивые, проницательные…
— Сыновья мои, — сказал Юсупов, — те — как трава: нагни и лягут. А ты, Сюйда, словно ногайка, — тебя не сломать!
— К чему это, отец мой? — спросила княжна по-французски.
— А так… — Пальцем, корявым и скрюченным, помешал старик вино в чашке. — Меня, — сказал потом, — глупым татарином князья русские называли. Оно, может, и правда, что глуп старый Абдулка. Но я стар, бит, я заслужен! А сколь угодничать приходилось мне, и был я рад кондициям тем, потому как не надо временщикам дороги давать. А теперь все кончилось… Вождей нет — одни временщики! Но бесчестия мне уже не стерпеть… Ой, как страшно ошибся я в Анне, царице нашей!
Бедром вильнув, княжна подтянула шальвары.
— А перстенёк ваш, — спросила, — где?
— Вот он…, тут! — ответил отец и, встав, проглотил отраву единым махом, а перстень дочери протянул:
— Возьми, Сюйда…, на память неизбытную! Сейчас я поскачу на восход…
Вышел из-за стола, пошел прямо на печку:
— Ай, кони мои…, стой! — Ударился головой в лиловые изразцы, постоял, лоб студя, и ноги обмякли — рухнул замертво…
В опочивальне своей колдовала Сюйда в тишине. Странно и пылко звучали ее заклинания. Кружилась в бесноватом танце, дикая, гибкая, страшная. Потом парсуну Анны Иоанновны ставила перед зеркалами, капал воск… И двоилось, троилось лицо царицы. Алмазным перстнем, тихо воя, резала княжна по стеклу. Зазвенел алмаз, полоснув по глазам, по губам. Старинный тот алмаз, фамильный, юсуповский — еще от Едигея!
Грянул на дворе выстрел. Сюйда застрелила медведя, что жил в любимцах у старого генерала. И печень медведя кривым ножом вырезала, долго сушила ее в печке. Еще дольше толкла печень в ступе — в порошок (мелкий и пахучий). А на рассвете тонконогий конь вынес княжну Юсупову за ворота — в спящие улицы Москвы.
По кривоулкам процокали копыта. По-татарски раскинув ноги в зеленых струистых шальварах, щекою смуглой к холке коня прильнув, скакала Сюйда (Прасковья, Парашка, Пашка)… Вот и дом Биренов — глухие окна. Между пальцев княжны просеялся в дорожную пыль колдовской порошок. Перед подъездом, перед конюшнями. И рвался конь Сюйды от этого места, дрожал от страха гладкою шкурой, косил на сторону его большой кровяной глаз.
— Бысть, бысть, бысть! — гнала его княжна дальше… Вот и дом братьев Левенвольде — полной пригоршней Сюйда швырнула в ворота этого дома свой порошок.
— Бысть, бысть…, бысть!
Вернулась домой, провела коня в стойло. Поднялась на цыпочки и язык свой всунула коню прямо в ухо. Скатился с языка Сюйды в ухо жеребца крохотный желтый шарик. Это был воск, а в нем — жало змеиное. Конь, всхрапнув, рухнул на землю, выстелил ноги и откинул голову, словно мертвый.
— Отдыхай, миляга! — сказала ему Прасковья по-русски; это был старинный способ ногаев: теперь коня никто не возьмет, никто не скрадет, и братья не будут сегодня хвастать в полку красавцем…
Утром Анна Иоанновна, узнав о смерти Юсупова, сказала Салтыкову раздумчиво:
— Абдулка старый в пьянстве живот свой окончил, Место на Сенате после него упалое. Кого взамен ставить-то будем? Покличь, Семен Андреич, скорохода бойчее: пущай до графа Бирена сбегает, да Остермана звать… Коллегиально и порешим!
Бирен не явился на зов. В воротах дома кони уперлись, бились в упряжи, на губах висли клочья пены. Молотя копытами, не шли… Их били, били, били, — нет, не шли!
Бирен, ошалев от ужаса, выскочил из кареты:
— Бегите к Левенвольдам… Скорее! Но Густав Левенвольде дальше своих ворот не уехал тоже. Шестерка цугом — будто врезалась в землю. Уперлись кони, мотая гривами… Ржали в бешенстве — не шли! Прослышав об этом, Анна укрылась в покои дальние. Забилась в угол. Бормотала молитвы страстные. Потом вспомнила:
— Ружья-то! Зарядить фузейки… Никого не пускать! Двери на запор! Гвардию сюды — на защиту особы моей святой…
Остерман тоже от дома своего не отъехал. К полудню все немцы, которые были в рангах высоких, застряли дома, как в осаде. Но нашлось одно недреманное око — видели утром Юсупову, доложили Анне, и она схватилась за грудь.
— Ой! — сказала. — Да я ж еще с вечера тую мерзавку видела. Во сне она мне являлась. В штанах своих бусурманских, будто гадюка, она через порог ползла, и вот сюды, прямо в титьку, меня жалила…
Нагрянули с обыском. Нашли зеркала в надрезах таинственных. А на портрете царицы глаза были вырваны. И в полоске губ ее, в узкой прорези, торчал червонец — гнутый и расплющенный. Прасковью Григорьевну Юсупову предали скорому суду.
— Желала ли ты извести ея величество? — спрашивали. И получили честный ответ честной девицы:
— Да…, желала! Предвижу горести и беды от царствования звероподобной матки, алчной, низкой и любострастной!
— Ведомо ли тебе, что за чародейство колдовское имеешь ты быть сожжена заживо на огне лютом?
— Жгите! — отвечала Сюйда…
— На костер ее! — решила Анна Иоанновна.
— Помилуйте, — вступился Бирен. — Губить такую красоту в расцвете юности и…, как? Огнем? Что скажут в Европах?
Княжну Юсупову (по совету Бирена) сослали во Введенский монастырь, что на реке Тихвинке. Там она такую войну начала с властями духовными, что не раз солдат вызывали — усмирять ее.
Вот почему нельзя было использовать Пикуля, а сочинять какую-то детскую самодеятельность? Авторские наследникам пожалели? В фильме Ушаков пытает Прасковью, чтобы призналась, зачем яды готовила. В итоге Прасковья сходит с ума. И вот так вопит в камере.
Вот вроде бы тут должно быть страшно, но меня тут разобрал дикий смех. Так все фальшиво, наиграно и бездарно. Так и хочется пожалеть актрису - ну, чего ты так вопишь, не смеши народ.
А вот Мавра мне понравилась. Симпатичная девушка. И своего добилась. Избавилась от соперницы.
В реальности Мавра Шепелева была с детских лет и до конца жизни ближайшей подругой цесаревны, а потом и императрицы Елизаветы. Уезжала с ее старшей сестрой Анной, герцогиней Готторп-Голштинской в Киль. Там стала любовнице ее мужа. Вернулась после смерти Анны в Россию. Была женой Петра Шувалова, реформатора русской артиллерии, генерал-фельдмаршала, младшего брата Александра Шувалова, за которым Мавра гоняется в фильме. Одна из самых влиятельных персон елизаветинского царствования, острый ум, литературный сатирический талант, преданная жена и любящая мать.
Такое впечатление, что авторы фильма, понапихав в сериал множество героев, за которыми неискушенный зритель не успевает следить, а тем более отличить - ну вот, как, к примеру, ему отличить Василия Лукича Долгорукого от Дмитрия Михайловича Голицына или Гавриила Ивановича Головкина. И кто все эти люди?!
Вот у того же Дюма героев минимум - Д Артаньян, три мушкетера, Ришелье, Миледи и где-то на периферии король с королевой, Бэкингем и Констанция для мелодрамы. А здесь героев десятки. Ладно, про кого-то можно просто забыть, как про первого любовника Елизаветы Батурина. Куда он исчез в третьей серии-не понятно. Екатерина с Петром умерли, Меншикова в ссылку отправили. Но с остальными то что-то надо делать. Как-то заканчивать фильм.
Все равно эти три "пионера" только путаются под ногами сюжета. Нету для них серьезных дел, диалоги примитивные, бои на шпагах ученические, актеры никакие. Без них было бы даже лучше. И Шубин тоже никакой. И Елизаветы в исполнении Хлыниной - какие-то этюды из сельского драмкружка.
Что вообще там смотреть-то? И зачем? Сюжет из ошметков банальных мыслей и вторичных ассоциаций, с точки зрения популяризации исторических знаний - минус ноль, актерское исполнение - реальная халтура.
Я думал, что сериал закончится приходом Елизаветы к власти в ноябре 1741 г. Нет, авторы решили рубить концы. Наверное, весь бюджет съели. Поэтому получилось, что 12 серий фильма рассказывает о периоде жизни Елизаветы с 1725 по 1732 г. Заканчивается высылкой Шубина на Камчатку. Напоследок Анна Иоанновна решила унизить Елизавету. Предложила ей жениться на арестанте. Хоть в финале Хлыниной сделали соответствующую эпохе прическу, что-то типа "фонтанж". А то все ходила простоволосая, лахудра лахудрой.
А Шубина привезли прямо из ушаковского застенка. Весь побитый и в кандалах. Отказался от жениться на Елизавете, та то очень хотела, а вот он наотрез. И сослала его Анна Иоанновна на Камчатку, там его еще и насильно оженили.
И финал. Сидит Елизавета на берегу моря, грустит. Шубин в ссылку потопал, "пионеры" в тюрьме, императрица со свету сживает, куда бедной цесаревне податься. Нет, вот, если Хлыниной ничего не говорить, а просто молчать и ходить - то гораздо лучше будет. Для всех.
Но ту появляются ее "пионеры". "Ой, мальчики. Вас освободли?" А это честный чекист Андрей Иванович Ушаков не пошел на поводу у интригана Остермана, во всем разобрался и выпустил "невинных жертв политических репрессий".
"Мальчики, я все исправлю. Раньше я жила для себя, а теперь буду жить для других. И исполню завещание батюшки - Петра Великого. Продолжу его дело". А те в ответ - поможем, чем можем. Конец фильма.
Все-таки, может быть, не станут снимать продолжение?
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.