Найти в Дзене
ЭТОИНТЕРЕСНО

Муза художника Левитана.

Софья Кувшинникова родилась в Москве в семье крупного чиновника Сафонова, ценившего литературу и искусство. С детства занималась музыкой и живописью. Вышла замуж за полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова, который был намного старше ее. Они жили в казенной квартире в Москве, неподалеку от Хитрова рынка. В 1880-е годы многие в Москве знали этот дом, рядом с Мясницким полицейским участком. Софья Петровна устроила в их скромной квартирке настоящий артистический салон. 3десь можно было увидеть весь цвет московской богемы - певцов, литераторов, актеров, художников. Чехов со своими братьями часто бывал у них, актеры Малого театра Ермолова, Ленский и Южин и многие другие любили бывать у Кувшинниковой. Все эти известные люди находили здесь тепло, уют, интересное общение и неплохое угощение. Однажды здесь появился и Левитан, его привели Чеховы, с которыми художник был очень дружен. Левитан был очень красив. И молод, ему в то время было 28 лет. Софья Петровна же обладала весьма неп

Художник Исаак Левитан.
Художник Исаак Левитан.

Софья Кувшинникова родилась в Москве в семье крупного чиновника Сафонова, ценившего литературу и искусство. С детства занималась музыкой и живописью. Вышла замуж за полицейского врача Дмитрия Павловича Кувшинникова, который был намного старше ее.

Они жили в казенной квартире в Москве, неподалеку от Хитрова рынка. В 1880-е годы многие в Москве знали этот дом, рядом с Мясницким полицейским участком. Софья Петровна устроила в их скромной квартирке настоящий артистический салон. 3десь можно было увидеть весь цвет московской богемы - певцов, литераторов, актеров, художников. Чехов со своими братьями часто бывал у них, актеры Малого театра Ермолова, Ленский и Южин и многие другие любили бывать у Кувшинниковой. Все эти известные люди находили здесь тепло, уют, интересное общение и неплохое угощение. Однажды здесь появился и Левитан, его привели Чеховы, с которыми художник был очень дружен.

Левитан был очень красив. И молод, ему в то время было 28 лет. Софья Петровна же обладала весьма непримечательной наружностью и ей было уже "слегка за сорок". Но, она была известна в Москве и талантлива, красиво одевалась. В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать. Это была женщина со старомодной изысканностью манер, проста и естественна в общении, всегда готова быть чем-нибудь полезной, о ком-то заботиться. Деятельная и энергичная, она окружила художника любовью и заботой. Софья просто потеряла голову, а Левитан отдался вихрю ее чувств, с удовольствием приняв ее заботу и нежность.

Особенно Левитану нравились моменты, когда Софья играла на фортепьяно, а он в это время писал картины.

Летом 1888 года Левитан и Кувшинникова впервые поехали на Волгу писать этюды. Компанию им составил еще один художник - Алексей Степанов, который тоже ухаживал за Софьей. В то лето они путешествовали по Волге на пароходе, а потом поселились на берегу реки в доме купца Солодовникова. Поселившись в Плесе, художники целыми днями рисовали. Талант Кувшинниковой признавал даже Павел Третьяков, он приобрел для своей галереи картину "Интерьер церкви Петра и Павла в Плесе".

В то время Левитан испытывал большой душевный подъем. Чувства отражались в его полотнах. Тогда же Левитан написал один из самых известных портретов Кувшинниковой в белом атласном платье с ожерельем из живых цветов.

-2

Следующим летом Левитан с Кувшинниковой снова уехали на этюды.

В течение восьми лет Софья сопровождала художника в поездках по России. Левитану нравилась атмосфера легкости, которая царила в их отношениях. В те годы, рядом с Кувшинниковой, Левитан написал свои самые знаменитые картины.

Среди друзей и знакомых стали уже определенно поговаривать о том, о чем следовало бы молчать. Доктор Кувшинников и художник Степанов стали уединяться, изливая друг перед другом душу, потягивая винцо. Муж догадывался о настоящем положении дел и молчал.

По-видимому, и Антон Чехов осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов он не удержался и написал рассказ "Попрыгунья", в котором вывел всех перечисленных лиц. Все прототипы - и муж, и жена, и любовник-художник были легко узнаваемы. Появление этого рассказа в печати подняло большие толки среди знакомых. Одни стали осуждать Чехова за слишком прозрачные намеки, другие злорадно посмеивались. Левитан хотел вызвать друга на дуэль за такую насмешку, но все обошлось, но они рассорились на много лет.

Отношения Софьи Петровны с Левитаном не были безоблачными, Левитан был часто раздражителен, полностью отрешенным от жизни во время работы. А еще этот красавец так любил покорять женщин! Левитан был неотразим, и был влюбчив необыкновенно. Его увлечения протекали бурно, у всех на виду. А Софью мучила ревность.

Эти истории с дамами происходили все время. Однажды, когда они снимали жилье в том же Плесе, в доме купца Грошева, Левитан увлекся женой хозяина Анной. Да и Анна влюбилась в красавца художника. Она часами рассказывала о своей трудной жизни с опостылевшим мужем-старообрядцем. Левитан её слушал, утирая слезы.

И Анна решила бежать из семьи, надеясь, что будет жить в городе с Левитаном. В то лето с ними в Плесе жил Савва Морозов, он тоже оказался втянутым в эту историю. Уезжали из Плеса парами: сначала Морозов с Анной, а потом Левитан с Софьей. Ну а в Москве все оказалось не так, как думала наивная и влюбленная Анна. Левитан забыл обо всем, погрузившись в работу, заканчивал этюды, начатые в Плесе, готовился к выставке, а потом и вовсе уехал в Европу. Сердобольный Морозов дал Анне какие-то деньги и даже устроил работать на одну из своих фабрик. Софья Петровна очень боялась, что, вернувшись в Москву, Левитан захочет увидеть Анну, но он, переполненный впечатлениями, даже о ней и не вспомнил!

А вот и еще одна история, которая подтверждает жизненную истину, что всё когда-то заканчивается.

Лето 1894 года Исаак и Софья проводили в имении Ушаковых в Тверской губернии. Левитан много работал на природе, полностью отдаваясь творчеству. В конце августа в соседнюю усадьбу приехали жена и дочери петербургского чиновника Турчанинова, и между Левитаном и матерью семейства Анной Николаевной завязался роман. На этот раз все сложилось по-серьезному.

Кувшинникова вернулась в Москву одна..., а Левитан вскорости переехал к Турчаниновым.

Больше они никогда не виделись…

#знаменитости