Найти тему

Что такое очерк и чем он отличается от эссе и рассказа

Обсуждение статьи об эссе и вялотекущая дискуссия пробудили у меня желание как-то расставить точки над i. Не уверена, что мне удастся убедить защитников эссе, как художественного произведения, но написать об очерке я обещала. Вот и пишу. А о том, что такое художественность в литературе, было в другой статье.

Что такое очерк

Очерк тоже относится к малым формам литературы, хотя, как правило, он больше эссе. Это не удивительно — очерк предполагает много того, что в эссе не требуется. Но всё по порядку.

Итак, очерк называют художественно-публицистическим произведением, подчёркивая тем самым, что у него есть признаки как художественной, так и публицистической литературы. Главная отличительная черта очерка — документальность. Это повествование, основанное на реальных фактах, но включающее осмысление и оценку их автором. То есть очерк может быть написан о жизни конкретного художника, но содержать размышления автора о роли творчества вообще, о превратностях судьбы творческого человека и т. д. Но герой очерка – реальная личность.

Очерк не только повествует о событии или человеке, но и, как правило, затрагивает острые социальные, политические, нравственные и другие актуальные проблемы. Но на первом месте всё же история человека или описание события. То есть очерк не пишется просто потому, что автора посетило вдохновение и захотелось написать что-то красивое, для очерка нужны основания и документальные факты.

В очерке допускается художественный вымысел в рамках конкретных документальных фактов. Вымысел именно допускается, но необязателен. Также в очерке может не быть конкретного героя, если он посвящён каким-то масштабным событиям.

Художник Андрей Воронович
Художник Андрей Воронович

Достаточно взглянуть на этимологию слова «очерк» (привет каналу «Ловец слов»), чтобы понять, что очерк – это описание. Описание событий, случая из жизни какого-то человека, истории чего-то. Это описание может быть разной степени художественности. Чем более художественным является описание, тем ближе очерк к рассказу. Некоторые очерки, особенно русских классиков XIX века, воспринимаются как рассказы. Например, «Записки охотника» И. А. Тургенева или «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского. А вот большинство произведений преданно любимого мной В. А. Гиляровского — это больше публицистика, несмотря на великолепный литературный язык.

Художественная составляющая очерка

Чтобы ответить на вопрос, в чём проявляется художественность любого литературного произведения, нужно вспомнить, чем отличается художественная литература от любой другой – публицистической, философской, нон-фикшн, научной. Вспомнили? Если нет, то загляните в статью "Художественный текст: чем он отличается от нехудожественного"

Отличается она многим, но можно выделить два самых важных признака:

  1. Художественный образ — без него ни одно произведение не может называться художественным. Причём это касается не только литературы, но и изобразительного искусства. Художественный образ – это образ реальности, творчески осмысленно и переработанной художником (писателем, в том числе). В нём сочетается вымысел и жизненность, эмоциональность и отношение автора. То есть художественный образ — это всегда часть реальности, преобразованная автором.
  2. Художественное слово (художественный стиль) — это особая подача информации, которая отличается от простого описания событий, повествование строится таким образом, чтобы читатель не просто узнал (со слов автора), что происходило с героем или миром, а почувствовал это, понял, пережил вместе с героем его беды и радости.

Вот в очерке всё это может быть, или не быть, или присутствовать в той или иной мере. Обычный публицистический очерк по степени художественности отличается от хорошего рассказа, как карта (пусть и красиво оформленная, и более достоверная) отличается от пейзажа.

Но отличие очерка от рассказа, то есть от безусловно художественного произведения, не только в этом.

-3

Рассказ и очерк — различия

Различия могут быть не слишком заметны, хотя очерк всегда выдаёт менее выраженный художественный стиль, или вообще его отсутствие. Автор просто сообщает нам о событиях, о героях и даёт свою оценку им. Кроме этого, есть и другие моменты:

  • Документальность. Для очерка она обязательна, а для рассказа — нет.
  • Сюжет. Для очерка он необязателен, в отличие от рассказа. Очерк может носить просто бытописательный или нравоучительный характер.
  • Авторская оценка событий для очерка обязательна, а для рассказа — нет. Автор хорошего художественного произведения не навязывает своё мнение читателю, а даёт ему возможность составить своё, художественными средствами подводит читателя к «правильной», нужной автору оценке.
  • Динамика событий и их развитие во времени. Для рассказа она необходима, даже если описывается небольшой промежуток времени. Для очерка это необязательно.
  • Рассказ имеет чёткую структуру, а для очерка характерна свободная композиция.
  • В рассказе должен быть какой-то конфликт, который является двигателем сюжета. В очерке он необязателен.
  • В рассказе всегда присутствует завершённая сюжетная линия. В очерке её чаще всего нет, как нет и самого сюжета.

Как видите, различий, хоть и много, но чёткой грани между очерком и рассказом нет. Я сама для себя её провожу по степени художественности и образности подачи информации. Она даже у рассказа, написанного, на основе документов, выше, чем у очерка.

Очерк и эссе

Несмотря на то что оба этих жанра относятся к публицистике, различий между ними больше, чем между очерком и рассказом. И отличить эссе от очерка можно с первого взгляда.

-4

Очерк, прежде всего, документальное произведение, отражающее реальные события. А эссе – это полёт фантазии автора, хоть и на определённую тему. Ни о какой документальности тут речи не идёт. Эссе – это субъективное мнение автора о каком-то предмете.

В очерке есть хотя бы условный герой. Это может быть не только человек, но и событие, о котором рассказывает автор, и даже неодушевлённый объект — гора, озеро, дерево. Можно написать очерк о политическом или философском направлении. Но это будут не просто свои мысли по поводу, а мини-исследование с конкретными именами, датами, фактами.

А вот в эссе нет внешнего героя, недаром это произведение называют личностным. Оно отражает не реальность, как очерк или рассказ, а личность автора. Эссе — это всегда некая самопрезентация. Именно субъективизм, непринуждённая экспрессивность отличают эссе от всех остальных жанров.

В отличие от очерка и рассказа, в эссе нет истории, часто нет и события. Там есть только идеи, мысли, теории, но истории, тем более сюжета нет. Хотя нередко эссе пишут на тему какого-то события, но оно в произведении только указывается, причём без динамики и деталей. А дальше – субъективные оценки и мысли автора. В эссе точка зрения автора на предмет может не доказываться аргументированно, просто эмоционально высказываться, со ссылкой на собственные, автора, переживания. Хоть это считается недостатком эссе, как произведения литературы. А вот ссылки на источники, факты и цифры, в эссе не принято, но характерно для публицистического очерка.

Цель автора эссе не раскрыть образ героя, не создать динамичный сюжет, не рассказать об интересном событии, а поделиться собственными мыслями и чувствами.

Вот как мне (и не только мне) видятся различия между этими тремя малыми литературными формами.