Найти тему
Гол

Том Круз стал актером из-за болезни: не мог понять буквы, поэтому пошел в школьный театр и импровизировал роли

Тому Крузу – 60. Он начал сниматься в кино в 1981-м, и за 41 год сыграл немало классных ролей. Трудно поверить, но, возможно, одна из причин, почему его карьера вообще началась, связана с расстройством:

«У меня была дислексия. Я плохо читал, из-за чего довольно быстро становился изгоем. Театр спас меня: там не нужно было читать – только импровизировать. Я стал человеком благодаря театру. А дислексия только приблизила меня к этому».

Из-за дислексии над Крузом издевались одноклассники

Дислексия – это специфическое расстройство способности к обучению. Чаще всего оно проявляется у детей младших классов и охватывает 5-10% школьников. Дислексия выражается в трудности понимания прочитанного, недостатке объема изучаемых материалов, ограничению объема сформированной базы знаний и недостатку словарного запаса. Чаще всего от расстройства избавляются путем специализированного лечения (проходят методики) и работы со специалистами.

В детстве Том Круз был постоянным изгоем. Он был невысокого роста и плохо одевался (жил в бедной семье с мамой и тремя сестрами – отец ушел, когда ему было 12), у него были кривые зубы, он постоянно переезжал (к 12 годам поменял 15 школ). Бонусом к этому была дислексия – не новое расстройство для семьи Круза. От дислексии в детстве страдала его мама, позже дислексия передалась ему и двум из трех его сестер.

Том Круз редко говорит об этом, но вот одни из ярких цитат:

  • «Когда я доходил до конца страницы, то уже не помнил, о чем я читал. И не понимал, что читаю сейчас. Я пытался сосредоточиться на чтении, но у меня не получалось»;
  • «Я нервничал: терял сознание, чувствовал тревогу, нервозность, скуку, разочарование. Я чувствовал себя тупым. Я злился. Из-за нервов у меня болели голова и ноги»;
  • «Некоторые одноклассники спокойно относились к моей проблеме: хорошо, что учителя объясняли ее. Но некоторые унижали меня. Они, например, подсовывали записки с оскорблениями – я тратил много времени, чтобы понять их, а потом расстраивался»;
  • «У меня были свои уловки: если школьный тест был в расписании на день, я бежал к ребятам, которые сдавали его с утра, и узнавал, о чем он. Ни ответы, ни решение, ни объяснения – просто суть теста»;
  • «Я был функционально неграмотным. Мне нравилась учеба, я хотел учиться, но проигрывал каждый урок».
-2

Социум отталкивал его, и Круз делал все, чтобы хоть как-то обзавестись друзьями и приятелями – он играл в футбол и баскетбол и даже попадал в школьные сборные. Но больное колено не позволило ему начать спортивную карьеру. И тогда он пошел в школьный театр. Про этот опыт вспоминает так:

«В школе не очень сложные сценарии. В конце концов это здорово упрощало мне жизнь. Я спрашивал у постановщиков, как мне стоит раскрыть героя, лучше произносить реплики. Они показывали, произносили – я запоминал, импровизировал и играл. Когда-то в детстве я думал стать актером, но отбрасывал мечту из-за своей проблемы. Школьный театр не решил ее, но помог мне понять: даже с таким минусом я могу играть в кино».

Круз страдал дислексией, когда получил первую большую роль – и только потом начал лечение

Чтобы запустить карьеру актера, Том Круз переехал в Нью-Йорк. В 19 он снялся в фильме «Бесконечная любовь» – и в тот момент он так же плохо читал:

«Я не мог сосредоточиться: читал, читал, но не понимал. Я посещал много прослушиваний. И каждый раз я использовал любимый способ: просил режиссера рассказать роли, выделить главные точки, а потом импровизировал. Да, импровизировать у меня получалось хорошо. Когда мои конкуренты побеждали меня в знании текста, я побеждал в игре».

Позже Круз понял: так больше не может продолжаться. И он начал бороться с дислексией. Как он это делал:

1. «Мне пришлось приучить себя концентрировать свое внимание. Я стал все визуализировать и научился создавать мысленные образы, чтобы понимать то, что читаю».

Или вот еще одна цитата: «Я прорабатывал упражнение: если читаю, допустим, про собаку, то мне нужно было представить ее во всех подробностях: красный ошейник, длинная шерсть, громкий голос. Даже если в тексте этого не было, я все равно представлял. Это здорово помогало».

-3

2. Прошел курс школьного учителя Л. Рона Хаббарда «Технология обучения». Обычно он ориентирован для школьников, но все равно помог Крузу.

«Я работал со специалистом. Когда он мне показал методику, я смущался. Потом он показал статистику: люди от 30 и до 40 тоже учатся по этой программе. Тогда я поборол в себе ненужные эмоции и смирился ради своей цели».

Все это время его поддерживала мама, которая была учителем по специальному образованию: «Мама всегда говорила: «Не смотри на сложности и не сдавайся. Ты станешь актером, у тебя невероятный потенциал». Я сделал это во много благодаря ей».

***

Круз победил дислексию: по крайней мере сейчас она больше не беспокоит («Не волнуйтесь, я умею читать сказки своим детям»). В 1997-м он основал фонд HELP, который работает при Голливуде и обучает детей грамотности по всему миру. Отдельный раздел построен на проблемном обучении, его ввод в программу был инициативой Круза:

«Я не хочу, чтобы люди проходили через то, через что прошел сам. Я хочу, чтобы дети могли читать, рисовать, говорить и понимать, что им говорят другие люди. Я хочу помочь им решать все жизненные проблемы».