Найти тему

Как я изучал «языческие» названия российских организаций. Часть вторая

Оглавление
Вот так, бывает, гуляешь себе, и вдруг видишь на вывеске имя языческого бога. Потом думаешь, что бы это значило...
Вот так, бывает, гуляешь себе, и вдруг видишь на вывеске имя языческого бога. Потом думаешь, что бы это значило...

Итак, пришла пора продолжить мой рассказ о том, откуда у российских организаций берутся «языческие» названия и как это всё понимать. Материал уникальный, нигде вы такое больше не прочитаете, так что впитывайте, чтобы при случае блеснуть перед окружающими своими редкими познаниями. :-)

Для начала стоит разобраться, когда такие названия стали появляться. Понятно, что в дореволюционной России их быть не могло. Там и церковь была бы сильно против, да и в целом традиции именования коммерческих предприятий были совсем другими.

-2
-3

Обычной практикой была демонстрация на вывеске имени владельца предприятия, а не какого-то отвлечённого выспренного названия.

В советское время, когда частные коммерческие фирмы исчезли, названия стали ещё более лаконичными.

Да, без изысков, зато сразу понятно, что за заведение
Да, без изысков, зато сразу понятно, что за заведение
-5

И лишь на излёте советской эпохи, когда стали образовываться кооперативы и первые частные предприятия, в России вместе с ними стали появляться невиданные доселе типы названий, в том числе и обыгрывающие имена языческих богов. Правда, в ходу были больше всякие «Гермесы», «Афродиты» и прочие обитателя Олимпа (такие названия распространены во многих западных странах и соответствующий пласт российских эргонимов стал продолжением этой практики).

Привет из 90-х! Кто-то вкладывал свои ваучеры в «Гермес»? Ну и как вам???
Привет из 90-х! Кто-то вкладывал свои ваучеры в «Гермес»? Ну и как вам???

И всё же славянские боги начали отвоёвывать себе место под солнцем у греческих и римских коллег уже на излёте 80-х.

Похоже, первой ласточкой стало появление в г. Дзержинский Московской области ООО «Перун», которое было официально зарегистрировано 1 ноября 1988 г. В 1989 г. кооперативы «Перун» появились уже в Москве, Самаре и Дудинке Красноярского края.

Первое юридическое лицо с названием «Велес» было зарегистрировано 2 ноября 1988 г. (то есть на день позже, чем вышеупомянутое ООО «Перун»), в Москве. В следующем году кооперативы с таким названием появились с Питере и, опять же, Самаре. Таким образом, если судить по количеству «языческих» названий (целых два!), Самара в 1989 г. была самым «языческим» городом России.

Первый кооператив с названием «Сварог» появился в 1989 г. в Москве.

Да, можно ещё упомянуть предприятия с названием «Лада», которые можно было бы связать с именем будто бы существовавшей у славян богини, но ситуация осложняется тем, что Лада – это также довольно популярное в советское время женское имя, а кроме того, существует и фамилия Лада, так что без дополнительных разъяснений владельца бизнеса понять, в честь кого было названо такое предприятие, мы не сможем.

В общем, если кто-то когда-то захочет отпраздновать день рождения первого российского «языческого» названия, то он сможет это сделать первого ноября (ну а второго продолжить праздновать – уже в честь «Велеса»).

На протяжении нескольких последующих лет именно названия «Перун» и «Велес» были самыми популярными, но вскоре популярность названий, образованных от теонима Велес (теоним – это имя божества) пошла резко в гору, а с начала 2000-х годов названия, образованные от теонима Перун, стали проигрывать ещё и названиям, образованным от теонима Сварог.

Почему это произошло? С чем связана популярность эргонима «Перун» в начале 1990-х годов объяснить, кажется, довольно легко. На тот момент это был самый известный в народе славянский бог, которого чаще других упоминали в художественной литературе и кино. С чем это связано – тоже понятно: о Перуне в древнерусских источниках содержится информации больше, чем о любом другом божестве, соответственно, и учёные, реконструирующие восточнославянскую мифологию, практически единодушно считают его богом грозы и войны, в то время как относительно функционала других божеств существует множество противоречивых версий. Поэтому вполне естественно, что при обращении к сфере восточнославянской мифологии в процессе придумывания названия для того или иного объекта, наши соотечественники в первую очередь встречались с образом Перуна.

Однако, уже в 90-е годы полки книжных магазинов стали постепенно заполняться книгами о славянском язычестве (зачастую низкопробными, далёкими от какой-либо научности). Далее осмелели и кинематографисты, переставшие при съёмке фильмов на языческую тематику консультироваться с учёными (как это было принято в советское время) и давшие полную волю фантазии. Так имена других славянских богов стали проникать в массовую культуру, а затем и в российскую эргонимию (этим мудрёным словом обозначается совокупность названий российских организаций). Следовательно, своего рода «монополия» имени Перун в этой сфере должна была быть подорвана, что и произошло в действительности.

Кроме того, чёткое указание учёными функций этого бога делает название «Перун» подходящим лишь для довольно узкой сферы деятельности, где необходима демонстрация брутальности и даже агрессивности (например, клубы единоборств, частные охранные предприятия и т. п.). Вероятно, большему распространению этого названия мешают и возможные лишние, в том числе явно нежелательные ассоциации (ʽсвязанный с перьямиʼ, «пердун», «перну»). В этом отношении имена прочих восточнославянских божеств более удобны в качестве основы для создания эргонима.

Ну а почему именно теонимы Сварог и Велес стали на данный момент наиболее популярными основами для образования «языческих» названий тоже объяснить несложно. Помимо того, что они более благозвучны, чем Перун и не вызывают никаких лишних ассоциаций, размытость функционала этих богов обеспечивает широчайший простор для фантазии, поэтому такие названия подходят для организаций едва ли не любого профиля деятельности.

Забавно, что относительно и Велеса, и Сварога есть сомнения в их божественном статусе. В научной литературе высказывались вполне обоснованные версии, что эти имена были восприняты в качестве теонимов по ошибке. Но, как мы видим, это обстоятельство никак не мешает этим именам быть самыми востребованными в сфере российской эргонимии.

Мне есть ещё что вам поведать о подобных названиях, но сейчас вам пора отдохнуть и переварить то, что вы узнали. Продолжение следует!

Первую часть повествования о «языческих» названиях вы можете прочесть здесь.

Уважаемые читатели! Если вам интересны мои исследования и статьи этого канала, то вы можете поддержать автора и канал с помощью добровольного пожертвования на любую сумму. Для этого нужно перейти вот по этой ссылке. Ну, а если такой возможности нет, то вы можете выразить своё одобрение «лайком» – это тоже очень хороший способ. ;-)