Найти тему
Новости Татарстана

«У многих людей только один центр удовольствия - выпивка»

Журналист KazanFirst Сергей Исичко вместе с экспертами рассуждает об эпохе трезвости в России.

Мы живем на переломе эпох: меняется миропорядок, формируются новые экономики, складываются новые культурные, межнациональные и другие связи. Но есть то, что изменить должны не философы, не ученые, не политики, депутаты, начальники. Изменить это должен каждый из нас, независимо от пола, возраста, образования, социального положения и месте работы или учебы. Иначе всякого, у кого это не получится, происходящие сейчас неостановимые перемены просто выбросят из активной жизни. В бомжи, в изгои, в никому не интересный «биомусор». Речь вот о чем. Сейчас каждый из нас в той или иной степени носитель своеобразной культуры целой эпохи.

- Смотри-ка ты, он даже от пива отказывается, как он жить-то будет в обществе, когда совсем повзрослеет?! – так вполне серьезно делилась своими тревогами о моем будущем моя мама с папой.

-2

Это было в Донбассе в далеком 1975 году. Было лето, мне вот-вот должно было исполниться 15 лет. По мнению мамы, первая в жизни «круглая дата». Мама настаивала на том, чтобы на свой «юбилей» я позвал своих самых близких друзей, она поставит нам на стол бутылочку легкого, совсем низкоградусного винца, и мы впервые в жизни без взрослых сядем за стол и по-взрослому отметим мой день рождения. Я был резко против. Я до 30 лет был воинствующим атеистом и воинствующим трезвенником. Я говорил матери, что друзей соберу, за стол сядем, но пить будем только лимонад, сок, чай. Мама сокрушалась, апеллировала к отцу. Он разделял ее тревогу. Почему? Сейчас тем, кто стремится воспитать своих детей здоровыми и целеустремленными, это даже трудно объяснить. Но тогда это было время «эпохи брежневского запойно-застольного социализма». Пили все и по любому поводу. «Уважали» (чокаясь) друг друга тоже все. И если кто-то кому-то в чем-то помогал (а помогали все и всем), то не иначе как «за бутылку». Так было в Донбассе. С какими-то нюансами, но так было и по всей России.

- Ты не выпендривайся, а то получается, что если ты пить не хочешь, то и мы не должны. Ты идешь против всех, это нехорошо! Давай так: вот я тебе наливаю и ставлю полную рюмку. Можешь не пить, но рюмка пусть у тебя стоит, как у всех! – так уже в 80-е годы товарищ по университету научил меня «правильно» сидеть трезвым в приличной компании. Этот прием много лет мне реально помогал.

- Вот как это так - день рождения без водки! Нет, ну вот как это так в день рождения с друзьями и без водки! – на всю улицу у ликеро-водочного магазина орала тетка лет 45.

Было это в 1985-м, на следующий день поле того, как Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев объявил политику трезвости и тетка неожиданно для себя узнала, что теперь водка в магазинах продается только по талонам, а талонов на месяц выдается очень немного. По большому счету тогда народ поддержал тетку, а не «чудачество» Горбачева.

-3

В 90-е с треском канул в лету КПСС, Советский Союз и социализм, он же «совок». В лету канула вся прошлая жизнь. Все, кроме водки. Для одних дорогие коньяки, престижные марочные вина, элитная водка стали признаком успеха в жизни. Для других пиво и водка стали способом снять стресс, забыться, отдохнуть, отвлечься. «Поддавай, а то протрезвеешь!» «Закуска градус крадет!» - такие шуточки-прибауточки стали культурой, сопровождающей распитие.

- Мне подарили пять литров спирта Royal. Я припрятал бутыль у себя в кабинете и с тех пор ходил на работу по одному и тому же маршруту. Недалеко от «конторы» была пельменная. В 7 часов утра я заходил туда со служебного входа и там поварихи готовили мне салат из квашеной капусты. С ним я шел в кабинет, делал стакан раствор спирта и воды, выпивал и закусывал капустой. Это был мой «ритуал» перед работой. Мне нравилось ощущение как из желудка по всему телу разливался жар. Я после него и совещания проводил, и посетителей принимал. Но со временем понял, что «ритуал» затягивает, становится потребностью, влияет на результаты работы. Долго, с трудом избавлялся от зависимости, - рассказал о своем запое в 90-х первый заместитель руководителя одного из крупных государственных учреждений в Челнах.

- Вкладывать надо в себя и в то, что позволит вам поддержать вашу жизнь на уровне. Например, вложите ваши скромные деньги в ремонт вашей подержанной машины. Купите новый компьютер. Еще лучше вложиться в новую профессию для себя или в совершенствование прежней, - рекомендовал читателям нашего сайта бизнес-аналитик Дмитрий Симонов.

Еще он говорил, что экономика наша с каждым годом будет все более высокотехнологичной, цифровой, все больше будет требоваться виртуозное знание компьютера. Это неизбежно, неумолимо неизбежно. Все это можно совместить с рюмкой, повседневной банкой пива?

- Все дело в центрах удовольствия в мозгу, которые есть у каждого из нас. Центры удовольствия формируются у ребенка с помощью родителей, взрослых. К сожалению, у многих людей только один центр удовольствия – выпивка! – говорит семейный психолог, а теперь еще и специалист двух Центров реабилитации алкозависимых Наталья Аблизина.

-4

Только один центр удовольствия в мозгу – это наследие семейных привычек, ценностей, ориентиров с детства. Увы, взрослому человеку придется формировать иные центры удовольствия (чтение книг, прогулки на природе, общение с друзьями без всякой выпивки и пр.) самому. Потребуется время, настойчивость, характер. Но если не захочешь закончить жизнь бездомным или никому не нужным пьяницей – постараешься. Другого пути нет.

А государству в ближайшее время нужно сделать все, что бы бездомные, асоциальные личности, пьяницы перестали быть безнаказанными за любые свои проделки, чтобы они своим зачастую безнаказанным поведением перестали «диктовать» свои условия жизни нормальным собственникам домов и дворов. Жесткие и неотвратимые наказания, отношение к пьянству, как к занятию, если хотите «второго сорта» - вот верная политика. С другой стороны, нужно, чтобы домовые комитеты, ТОСы, общественные организации, активисты предлагали жителям разнообразные полезные занятия.