Каждый христианин нуждается в опытном и чутком наставнике, способном укрепить его в вере и помочь возрастанию в духовной жизни. Найти такого руководителя сложно. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий даёт несколько полезных советов, которые помогут не только в поиске духовника, грамотному общению и построению отношений с ним, но и в понимании цели своих исканий – пути ко Христу.
– Владыка, скажите, как найти духовника?
– Самая распространённая ошибка, которую совершают верующие, это поиск святого и прозорливого старца. Люди идут в монастырь и пытаются увидеть там преподобных Серафима Саровского или Амвросия Оптинского. Но важно понимать, что священник – человек со своим характером и душой, и разделять человеческое и божественное.
Христианин должен искать не волшебника, не целителя, не пророка и даже не святого, который будет утешать, ободрять и потакать ему, а священника, доверяющего Богу, стремящегося к святости и готового в этом помочь другому человеку. Поэтому нужно молиться и просить у Бога помощи в стремлении к совершенной жизни, в трудах, совершаемых ради Него, в поиске единомысленного батюшки.
– Можно ли обратиться к батюшке с просьбой стать духовником и как это сделать?
– Кончено, можно. Но не стоит с этим торопиться. Новоначальному христианину следует не только молиться Господу с просьбой послать духовника, но и ждать часа, когда откроется воля Божия. Это будет настолько явственно и ощутимо, что человек сам поймёт – этот момент настал. И тогда можно, не стесняясь, подойти к священнику, сказать, что исповедуетесь у него, общаетесь с ним и хотите, чтобы он стал вашим духовником. Если батюшка имеет такую возможность, понимает, что готов взять хотя бы часть ответственности на себя, то тогда, он, наверное, может согласиться. Из личного опыта могу сказать, что, обращаясь к отцу Кириллу (духовник Владыки в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре) с просьбой стать моим духовником, никогда не слышал от него прямого согласия. Он только отвечал, что будет стараться делать всё, что от него зависит, а остальное управит Господь. Когда я стал священнослужителем, и ко мне шли люди с такими же просьбами, я говорил им то же самое, потому что отношения между духовником и чадом должны состояться по воле Божией.
– Скажите, как складываются отношения между духовником и его чадом?
– Никто из нас не застрахован от искушений. В любой семье бывают радостные моменты, трудности, острые ситуации, в которых нужно проявлять смирение и терпение. Точно также складываются отношения у духовника и исповедника. Во многом они зависят от того, что мы ждём от духовника. Нельзя рассчитывать, что он будет потакать нашим интересам, страстям, постоянно хвалить, брать на себя ответственность и решать за нас все вопросы. У священника нужно искать наставничества во Христе. Священник должен идти к Богу и показывать эту дорогу жаждущим. Если в отношениях духовника и чада главным является совместный путь к Богу, то ради этого можно потерпеть немощи священника, который, как и любой человек, имеет недостатки, а также потрудиться над собой. Только в этом случае отношения будут укрепляться. Ну, а если по какой-то причине они рассыпаются, то нужно, ничего не скрывая и не утаивая, прямо об этом сказать священнику. Это касается и исповеди. В грехах и страстях можно каяться любому священнику, а вот помыслы, чтобы никого не смутить, следует открывать только духовнику, знающему все уголки сердца и души человека.
– Существуют ли правила общения с духовником?
– Конечно, в церковной жизни есть этикет. Я всегда удивляюсь, когда люди говорят о батюшке или обращаются к нему, не называя сан. Если мы обращаемся к архиерею, то называем его владыка, священника – отец, диакона – отец диакон. Естественно, в отношениях между духовным отцом и чадом тоже существуют определённые правила, которые каждому знакомы, потому что свидетельствуют об уважении и почтении. И снова их можно сравнить с теми, что действуют в семье при общении детей и родителей. Это не раболепство, не слепое следование каким-то канонам, а нормальные человеческие отношения с учётом церковного этикета.
– Как Вы думаете, каким должен быть духовник, и какими он обладает правами и обязанностями в отношении духовных чад?
– Исповедник сам делегирует права своему духовному отцу. При этом священник может требовать послушания своего чада ровно настолько, насколько тот готов слушаться духовника и священнослужителя вообще. Повторюсь, что священник в своих словах, проповедях, общении с народом должен быть, прежде всего, путником, идущим к Царствию Божиему и ведущим за собой желающих. Те, кто следует за батюшкой, не только наделяют его полномочиями, но и получают от него определённые послушания, о выполнении которых духовник может спросить по мере духовного возрастания. Но ни в коем случае недопустимо, чтобы священник принуждал человека, давая благословения, нарушающие свободу и подавляющие волю. Послушание может быть только добровольным.
– Владыка, скажите, о чём стоит советоваться с духовником, а что можно и нужно решать самому?
– Подобную ситуацию можно сравнить с отношениями детей и родителей. Одни дети родителям полностью доверяют и советуются по всем вопросам, которые по мере возрастания меняются. Другие дети своевольны, абсолютно закрыты и от своих родителей, и тем более от окружающего мира. То же самое может быть и в духовной жизни. Всё зависит от степени доверия и характера отношений, сложившихся между духовником и чадом. В этом случае, доверие должно быть взаимно, как и мера ответственности.
Прежде всего, духовника нужно спрашивать о том, как исполнить волю Божию, как найти путь к спасению. Конечно, опытные духовники могут дать очень мудрые жизненные советы. Но в первую очередь они, как делатели заповедей Божиих, как молитвенники, исходя из своего опыта, должны учить христианина молиться, каяться, обращаться к Богу и спасаться, то есть, наставлять именно в духовной жизни, а потом уже помогать в вопросах, которые беспокоят человека в повседневной суете. При этом нужно хорошо понимать, что общение с духовником не снимает с человека личной ответственности.
– Как поступить, если в каком-то вопросе человек не согласен с духовником?
– Нужно сказать об этом своему батюшке. Если это вопрос не принципиального характера и не касается заповедей Божиих, то можно с духовником и не согласиться.
Вообще священник не должен нарушать свободу человека, потому что этого не делает даже Господь, но он может высказать своё мнение, предположение, поделиться мыслями и чувствами, а в остальном всё зависит от верующего: примет ли он слово своего духовника или же нет. Ответственность за это решение полностью будет лежать на человеке.
Бывают ситуации, когда чадо не согласен с духовником, но верит ему и знает, что батюшка не пожелает зла, и поступает так, как тот советует. Человек, смирив себя, и, как наш Господь, послушлив был даже до смерти (Фил. 2:8), получает гораздо больше пользы, нежели ожидал. И я знаю множество примеров, подтверждающих, что послушание творит чудеса.
–Духовник является проводником воли Божией, но нередко источником нашей воли становится страсть. А может ли страсть руководить советами духовного отца?
– Жизнеописания православных подвижников Палестины и Египта, которые содержатся в патериках, отечниках и лавсаиках, полны примеров того, как духовники, одержимые страстями, давали своим чадам послушания. Вот один из них. Духовник, у которого некий монах нёс послушание, был раздражителен и гневлив. Он часто давал поручения и благословения, руководствуясь страстью гнева. И что же оставалось делать бедному послушнику? Получается, что, выполняя волю старца, он поступал по его страсти и уподоблялся ему? Ничего подобного. Даже данное в гневе и раздражении послушание, которое чадо воспринимает как волю Божию, способно указать путь к исправлению. И в первую очередь, это зависит от человека веры. Но существует одно условие: мы должны выполнять всё, что нам говорят только в том случае, если это не противоречит заповедям Божиим. То есть, мы всегда должны опираться на здравый смысл и думать своей головой, а не просто слепо нести данное нам послушание.
Хочется верить, что в наше время нет духовников, которые требуют слепого и бездумного выполнения поручений от своих чад. Христианин, когда берёт благословение на то или иное дело, всегда должен иметь мужество и желание его выполнить. Человек должен что-то делать самостоятельно, прикладывать определённые усилия. В противном случае, духовничество теряет смысл. Но если тебе дали заведомо абсурдный совет, противоречащий Закону Божиему, то, конечно, как минимум в этом совете нужно усомниться и не следовать ему. Однако тогда возникает вопрос: что это за духовник, который даёт невыполнимые послушания?
К сожалению, наше время скудно на примеры послушания, хороших духовников стало меньше. Но верующему Господь всегда поможет и пошлёт единомысленных братий и сестёр, и, конечно, духовника по сердцу даст стяжать.
– Если у человека всё же нет духовного отца, то к кому он может обратиться за советом и помощью.
– Сейчас у каждого есть замечательная возможность – обратиться к трудам святых отцов, по крайней мере, на первоначальном этапе духовного пути. Например, святитель Игнатий Брянчанинов пишет, что именно святые отцы должны быть нашими наставниками. На сегодняшний день существует огромное количество литературы, которая позволяет познакомиться с опытом Православной Церкви и её подвижников. Нужно только читать и разбираться, получая ответы на многие вопросы. Следующим шагом должна стать молитва и поиск духовника, потому что живое общение со священником невозможно ничем заменить.
2014 г.